Оксана Стасюк
Народная и авторская сказка в экологическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
В народной педагогике сказка давно и прочно занимает достойное место.
В далёком прошлом, когда письменность ещё не была развита в достаточной степени и устное народное творчество было ведущим искусством слова, рассказывание детям былей и небылиц, сказок и былин входило в образ жизни народа, составляло основу взаимосвязи поколений и создавало преемственность. Сказка завораживает детей, потому что отвлекает их от повседневности, уводит в мир выдуманных событий, расширяет временное и жизненное пространство, создаёт простор для воображения и фантазии. Сказки имеют особую художественную форму: с одной стороны, они динамичны – в них происходит быстрая смена событий, а другой – богаты на повторы, что создаёт плавность повествования.
Публикация «Народная и авторская сказка в экологическом воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В экологическом воспитании сказка относительно новое явление: она по сути своей противоположна природной действительности, в ней «невозможное возможно», в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, всё взаимосвязано, для неё характерно течение в определённом русле и строгая смена закономерных явлений, событий. Природа – структура, в которой всё определяется причинно-следственными связями. Животные, герои сказок, часто ведут себя как люди, наделены речью и человеческими качествами. Формирование у детей реалистических представлений о природе только через сказку невозможно. Именно поэтому в системе методов экологического воспитания ведущим является наблюдение за живой природой, практическое взаимодействие с растениями и животными, непосредственно окружающими детей. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией в книге или с театрализацией, оказывает большое влияние на эмоции дошкольников. Именно поэтому подобранная по содержанию сказка станет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе. Это хорошо чувствовали маститые детские писатели, которые создавали замечательные сказки о природе.
В 1998г., во время становления экологического образования, вышел сборник «Экологические сказки» ( Минск: Асар, составленный кандидатом биологических наук Л. П. Молодовой. В своё м обращении к детям она поясняет: экологические сказки о планете Земля, которая для всех людей является родным домом.
«Мы должны любить свой дом и беречь природу, которая удивляет и восхищает своими непревзойдёнными творениями и щедро дарит нам всё необходимое для полнокровной жизни: чистоту вод и воздуха, плодородие почв и богатства недр, леса и луга, красоту пейзажей и звуков.
Сказки повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Страшные несчастья и горькие беды обрушиваются на Землю, когда человек нарушает великие законы природы, не задумываясь о последствиях своих неразумных поступков».
В комментариях к сказкам составитель подчё ркивает главное: экологическое содержание сказок всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, понятной и запоминающейся.
В сборнике собраны сказки разных авторов, в которых представлены различные экологические взаимосвязи в природе.
Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев» повествует о непреложном законе смены времён года, т. е. о различных состояниях неживой природы, создающей то дефицит (осень, зима, то избыток (весна, лето) благоприятных условий для жизни растений и животных, для жизни всего лесного общества. И никакое желание юной королевы не может изменить этот закон природы!
Сказки ориентированы на детей начальной школы - доступны он и старшим дошкольникам.
Сказка Н. Павловой «Под кустом» отражает взаимоотношение растений в сообществе, приспособленность травянистых раннецветущих растений к жизни в тени, создаваемой высокой древесно-кустарниковой растительностью. Сказку можно прочитать детям после наблюдений ранней весной за гусиным луком.
Сказки Б. Заходера «Серая звёздочка», «Про Всех на Свете» дают возможность понять: в природе нет некрасивых существ, каждое из них по-своему, занимает свою определённую нишу, крепко связано с другими обитателями сообщества- значит, надо научиться видеть красоту каждого и любить всех.
Любовью к лесу пронизаны сказки Н. Надеждиной «Девочка Брусничка и Лесной дед», «Не уходи, Аук!». Автор показывает, как важен лес, как он много даёт людям,- это и чистый воздух, и красота, и грибы- ягоды, и бумага для тетрадей и книг, и древесина- материал для различных изделий! Жизнь без леса станет невозможной – всё превратиться в пустыню. Эти сказки можно читать старшим дошкольникам после прогулок и экскурсий в лес, когда они переполнены радостными впечатлениями, эмоционально положительно заряжены.
Лесу и его обитателям посвящены сказки Н. Сладкова «Бюро услуг», В. Бианки «Теремок». Бюро услуг- это помощь лесных жителей друг другу, помощь, построенная на умениях каждого, т. е. на уникальной приспособленности животных к месту своего обитания. Теремок- процесс образования дупла в дереве и его последовательного обживания различными животными леса. Но о Бианки и его сказках следует говорить отдельно.
Литературное творчество Виталия Бианки исследователи называют самоучителем любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных и вести дневник, Бианки создал прекрасные произведения для дошкольников- циклы коротких рассказов и сказки о природе. (В системе экологического воспитания по программе «Юный эколог» технология для детей старшей группы построена на произведениях В. Бианки.)
Воспитатель читает детям сказку «Мышонок Пик», а затем проводит занятие по изготовлению самодельной книги- дошкольники с помощью трафаретов рисуют мышонка и рассказывают понравившиеся эпизоды из его приключений. Какую роль играет эта сказка в экологическом воспитании? Она создаёт эмоциональный настрой для последующего цикла наблюдений за хомяком, который похож на мышонка. Сказка уже пробудила к нему тёплое отношение, поэтому наблюдения проходят с интересом. В последующей работе Мышонок Пик в образе игрушки участвует в занятиях, на которых воспитатель в соответствии с сезонами читает рассказы В. Бианки о природе. В январе воспитатель начинает читать детям сказку «Синичкин календарь». Раз в месяц игрушечная птичка- синичка Зинька «прилетает» к детям, и они слушают рассказ о её приключениях и событиях в природе - так дети познают последовательность изменений в природе. Параллельно с чтением дошкольники под руководством воспитателя создают из картона яркую, красочную модель года- «Синичкин календарь».
Важно отметить: В. Бианки, используя форму сказок, даёт знания о непростых явлениях морфофункциональной приспособленности животных к среде обитания; в зависимости сюжетах показывает, зачем им тот или другой орган («Хвосты», «Чей нос лучше?», какие приспособительные особенности поведения для них характерны («Приключения муравьишки», «Лесные домишки»). Некоторые свои сказки он пишет в лучших народных традициях, их можно инсценировать, включать в занятиях по формированию реалистических представлений о животных.