наталья немкова
Проект «Национальная одежда хакасов»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с родным краем, с его достопримечательностью и национальным колоритом неотъемлемая часть любой образовательной программы дошкольного учреждения.
К вашему вниманию представляем педагогический проект, «Национальная одежда хакасов». Проект комплексный, краткосрочный, фронтальный и имеет поисково – исследовательскую направленность. Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Публикация «Проект „Национальная одежда хакасов“» размещена в разделах
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Хакасия
- Темочки
Цель проекта – создание социальной ситуации развития посредством создания мини-музея «Хакасская народная одежда»
Знакомя детей с родной республикой, ребята обратили внимание на красоту и необычность хакасского национального костюма. Их заинтересовали платья, у которого подол разной длины, завязанные назад платки у женщин. Воротники и манжеты, украшенные орнаментом. Удивительной красоты украшения. Так и возник проект, посвященный национальному костюму хакасов.
Основные задачи проекта : создать условия для:
- поисковой – исследовательской деятельности;
- развития представления о хакасской национальной одежде;
- приобретения опыта презентации мини-музея;
- воспитание в детях патриотических чувств.
Проект был реализован в несколько этапов.
На подготовительном этапе выяснили интересы и представления детей по данной теме, выбирали источники информации, которыми дети будут пользоваться. Дети вместе с педагогами планировали деятельность и определяли конечный продукт проекта - это создание мини – музея национальной одежды, который был представлен «Фантазерам», детям старшей группы.
Практический этап проекта осуществляется в недели в разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, в ходе которых у детей развивались представления о национальной одежде.
Презентационный этап. В пятницу создан и представлен мини – музей.
На завершающем этапе дети обсуждали, о том, как они представили музей детям другой группы, делились своими успехами с родителями, играли с экспонатами музея.
Более подробно представим каждый этап проекта.
Проводя утренний сбор, мы с ребятами, часто используем интеллектуальные карты. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Результативность применения метода интеллект-карт:
• всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
• карта хорошо запоминается благодаря использованию образов и цвета;
• дети делают карту самостоятельно, поэтому она интересна, и её приятно рассматривать;
• интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
• при изготовлении карты дети взаимодействуют, что положительно влияет на развитие коммуникативных навыков;
• интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
• интеллект-карту через некоторое время можно пересмотреть, что помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Карты могут оформляться по-разному, как определят дети или педагог. Они могут быть, в виде солнышка, корабля, паровоза, озера с лодочками. Если рассмотреть карту, которую дети сделали к данному проекту, то можно увидеть солнышко и проследить модель трех вопросов. Солнце, это тема проекта. Розовые лучики, что дети знают о хакасском костюме (что на костюмах есть орнаменты; женщины носят платки, мужчины шапки; у женщин платья длинные, а мужские рубахи завязываются поясом; женщины носят платки, завязывая их назад). На синих лучах дети показали, что они хотят: о национальном платье, а именно «Почему у хакасского платья подол разной длины»; «Какие костюмы одевали хакасы в праздничные дни»; «Какие элементы одежды украшали национальный костюм»; и о чем говорят хакасские орнаменты и украшения. На зеленых лучах дети показали, что нужно сделать, чтобы это узнать
Созданная нами, и родителями развивающая среда помогла реализовать все планы и задумки детей.
В понедельник ребята, благодаря альбомам, картинкам, фотографиям и книгам нашли информацию о национальных костюмах хакасов. Дети сравнили русские народные костюмы и хакасские костюмы и выяснили, что у хакасского костюма есть :
• характерные длинные манжеты, застегнутые на несколько мелких пуговиц;
• остроугольные воротники, которые застегиваются на одну большую пуговицу;
• костюм украшают наплечники, украшенные орнаментами.
• женское платье имеет подол разной длины.
Всю эту информацию дети зафиксировали рисунками.
Во вторник ребята проводили поисково-исследовательскую деятельность. Из разных источников, а именно из книг, и интернета узнали, почему хакасское платье очень широкое и имеет подол разной длины. И почему хакасские женщины завязывают платок назад. По итогам деятельности были составлены мини – рассказы об особенностях женского костюма.
В среду ребята знакомились с праздничной одеждой хакасов, которую, они зарисовали, и оформили в альбом «Праздничная одежда хакасов».
В четверг ребята нашли информацию о хакасском украшении пого. Дети с удовольствием занимались изготовлением данного украшения. Так же ребята, узнали об особенностях хакасского орнамента. Для творческой деятельности детей были созданы все условия: разные виды бисера, бус, монеты, пуговицы, тесьма, ткань.
Большой вклад в реализации проекта внесли родители наших воспитанников. Они не только принесли картинки, фотографии, книги, но изготовили кукол в национальной одежде, тем самым помогли создать музей.
В пятницу, утром, дети оформляли сам мини музей. Самостоятельно решали, какую информацию они могут рассказать, какие альбомы и рисунки можно выставить, какие экспонаты можно представить. Выбирали, кто из детей будет проводить экскурсию по музею. А после обеда был представлен музей детям группы «Фантазеры». Детям очень понравилась быть экскурсоводами. Поэтому данный музей был представлен и другим детям нашего детского сада, а так же и родителям.
В ходе реализации и проведения данного проекта мы столкнулись и с трудностями. Это слабая материальная база, и конечно некоторое непонимания родителей. Но трудности помогают нам развиваться и двигаться дальше. Благодаря реализованному проекту мы пополнили свою развивающую среду, сблизились с родителями. А у детей была уникальная возможность больше узнать о своей республике, проявить инициативу и самостоятельность.