Татьяна Калинина
Конспект занятия «Наблюдения на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наблюдения на прогулке».
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как удовлетворение любознательности детей. Приобщение дошкольников к природе, формирование основ экологического воспитания и практическое знакомство с ближайшим природным окружением происходит на ежедневных прогулках.
Публикация «Конспект занятия „Наблюдения на прогулке“» размещена в разделах
Правильная организация познания природных явлений и объектов окружающей действительности обеспечивает формирование у детей представлений о живой и неживой природе и её сезонных изменениях через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное и обонятельное.
Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы, общественной жизни ближайшего окружения на территории и за пределами детского учреждения (целевые прогулки).
Организация наблюдений: Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление их свойств и качеств, структуры и внешнего строения, причин изменения и развития.
Наблюдения в младших группах должны занимать не более 7-10 минут, в старших группах - 15-25 минут. Объекты наблюдений: живая природа, неживая природа и труд взрослых.
Виды наблюдений:
кратковременные (эпизодичесикие) организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предметов или явлений;
длительные организуются для накопления знаний о сезонных изменениях в живой и неживой природе;
итоговые (обобщающие).
Наблюдения могут проводиться:
Фронтально – знакомство с сезонными изменениями, трудом взрослых.
С подгруппой – для закрепления и уточнения ранее полученных знаний.
Индивидуально – учить вести самостоятельные наблюдения.
При планировании наблюдений воспитатель продумывает:
размещение детей;
оборудование и материалы, используемые в ходе наблюдения;
приемы привлечения внимания детей к наблюдению - сюрпризные моменты, загадки, постановку познавательной задачи или проблемной ситуации;
приемы активизации умственной деятельности детей - поисковые вопросы и сравнения, использование детского опыта и действий.
Требования к проведению наблюдений:
любой объект наблюдения должен быть максимально доступен каждому ребёнку из группы;
восприятие при наблюдении должно быть непродолжительным (не превышающим возрастные нормы, так как эта деятельность требует сосредоточенного внимания, волевого усилия и умственного напряжения;
проводится специальная подготовка для полноценного проведения наблюдения;
каждое наблюдение проводится по определённой схеме: подготовка, начало, ход, итог.
Этапы организации наблюдения:
подготовка– заинтересовать детей, уточнить уже известные сведения;
начало – сосредоточить внимание и интерес на объекте наблюдения;
ход – изучение, формирование представлений, установление причинно-следственных связей;
итог – закрепление полученных знаний, оценка способов обследования.
Наблюдения зимой:
следы (чьи, как выглядят, чем отличаются и т. д.);
зимующие птицы (среда обитания, повадки, разновидности, внешний вид, численность, предпочтения питания, польза или вред, враги, помощь людей);
сезонные явления природы (месяц, время года, день – ночь, что изменилось);
погода (мороз - снежные узоры, снег, иней; ветер - метель, вьюга, позёмка; солнце – гололёд, оттепель, капель);
деревья и кустарники (отличающие признаки, состояние, внешний вид, помощь людей;
домашние животные (разновидности, внешний вид, повадки, численность, предпочтения питания, польза или вред, жилище, враги, помощь людей).
труд взрослых или спецтехники (что делает, орудия труда, польза или вред).
СЛЕДОПЫТЫ.
На детской площадке все так интересно,
Наверное, это - уже всем известно.
Вот мы вышли погулять, за природой наблюдать.
Посчитать в кормушке птичек: 1,2,3,4.5.
Как обычно в январе, много снега во дворе,
(Измеряем толщину снежного покрова!
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1059231-1549546757.jpg[/IMG]
Но беда невелика — слепим мы снеговика
На снежинки посмотреть, в них узоры разглядеть…
К нам снежинки белые на руки садятся.
Хрупкие, резные, они тепла боятся.
Не надо на ладошки к деткам им садиться,
Чтоб в водяную капельку вмиг не превратиться.
Как сегодня солнце светит?
Кто-нибудь его заметит?
Намело, навьюжило. Все деревья в кружеве:
Снег на соснах, на кустах, в белых шубках ели.
И запутались в ветвях буйные метели.
Для чего щенкам хвосты? Вне всякого сомнения -
Нужны хвосты для красоты. Еще для настроения.
Котик мягенький, котик ласковый, коготки из лап не вытаскивай.
Развитая деятельность наблюдений обеспечивает высокую результативность:
умение понять познавательную задачу,
принять план наблюдения,
отвечать на вопросы взрослых,
самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения,
использовать освоенные способы познания в новых условиях.