Карина Буракова
Наблюдение — основной метод экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение – чувственное познание природных объектов, познание их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. (С. Н. Николаева)
Значение наблюдения :
* формирование и развитие конкретных и обобщенных представлений о природе;
* расширение кругозора;
* развитие умений;
* формирование осознанного отношения к природе;
* формирование сочувствия, моральной ответственности за жизнь живого существа, готовности помочь;
* формирование эстетических чувств;
Публикация «Наблюдение — основной метод экологического образования дошкольников» размещена в разделах
* воспитание наблюдательности, самостоятельности, отзывчивости и др. качеств личности
Основная задача в умственном воспитании - образование у детей знаний о неживой и живой природе, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания.
Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе.
В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений : кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравнительные.
Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что представляется необходимым материалом для развития мыслительной деятельности (сравнение, различение, выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей). Для длительных наблюдений подбирают различные объекты, находящиеся в стадии преобразования, изменения, развития (строительство дома; птицы, прилетающие на участок дошкольного учреждения; растение, выращиваемое в уголке природы или на огороде, в цветнике).
Сравнительные наблюдения представляют особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Детям среднего дошкольного возраста предлагают для сравнения два непосредственно наблюдаемых объекта : воробья и ворону, березу и ель. Старшие дошкольники могут сравнивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представлению) : автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес.
Методика руководства наблюдениями дошкольников разного возраста :
1. Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно.
2. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний.
3. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.
4. В организации наблюдений следует предусматривать системность, взаимосвязь.
5. Наблюдение должно возбудить интерес к объекту.
6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны уточняться, с помощью других форм и методов работы.
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление об объекте природы.