Елена Михайлова
«На земле моих предков». Комплексное занятие с включением регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в старшей группе «На земле моих предков»
Цель: познакомить детей с историей родного края. Расширять знания о хозяйственных видах деятельности народов Приамурья, с основным занятием крестьян – земледелием. Развивать связную речь, принимать активное участие в беседе, проявляя интерес к историческим фактам. Воспитывать чувство любви и гордости к своему народу, родному краю.
Активизация словаря: племена, крестьяне – переселенцы, земледелие, амурчане, орудия труда.
Публикация «„На земле моих предков“, Комплексное занятие с включением регионального компонента» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Материал и оборудование: музейные экспонаты орудий труда земледельцев, карточки – подсказка «Правила поведения в музее».
Литературный материал: загадки об орудиях труда, пословицы о хлебе, стихотворение амурского поэта.
Предварительная работа : рассматривание альбома «Занятия наших предков», разгадывание загадок, дидактические игры «Что сначала, что потом», «Как хлеб на стол пришел», посещение городского краеведческого музея, с целью ознакомления с историей русской народной культуры, природой родного края, историей города.
План:
1. Организационный момент. Введение в музей. Путешествие на машине «времени». Правила поведения в музее (использовать карточки – подсказки). Сообщение цели.
2. Основная часть. Беседа о родном крае. Рассказ педагога о первых жителях Амура, крестьянах-переселенцах, о видах их деятельности, о земледелии - основном роде занятия. Рассматривание экспонатов основных орудий земледелия. Разгадывание загадок. Действие с жерновами. Игра – хоровод «Мы просо сеяли». Пословицы о хлебе.
3. Заключительная часть. Возвращение в настоящее. Чтение стихотворения О. Маслова «Мой край».
Ход занятия:
Педагог: Где мы с вами находимся?
Дети: В музее.
Педагог: Музей – это машина времени. Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время. В музее можно встретиться с мифами, сказками, легендами, старинными предметами – неизменными спутниками путешественников в прошлое. Пассажиром чудесной машины времени - музея – может стать лишь тот, кто много знает и умеет понимать особый язык безмолвных предметов. А еще нужно помнить главные правила поведения в музее. Давайте их вспомним.
(демонстрация карточек).
Дети: Можно смотреть, слушать, размышлять, отвечать и спрашивать.
Педагог: Верно. А чего делать нельзя?
Дети: Нельзя бегать, громко разговаривать, трогать экспонаты руками.
Педагог: Вот теперь вы настоящие пассажиры удивительной машины времени – музея! Сегодня мы с вами отправляемся в далекое прошлое нашего родного края. В каком краю мы живем?
Дети: Мы живем в городе Белогорске. Он находиться в Амурской области.
Педагог: Почему нашу область назвали Амурской?
Дети: Потому что есть река Амур.
Педагог: Кто живет в Амурской области?
Дети: Амурские люди – амурчане.
Педагог: В давние далекие времена, когда река Амур была глубоководной, широкой жили вдоль ее берегов приамурские племена. Их называли – дауры, дючены. Они занимали довольно обширную территорию. Жили амурчане как в наземных домах, так и углубленных в землю. Они разводили скот, занимались земледелием, охотой, рыболовством. Амурский край богатый, щедрый край. Вскоре потянулись на Амурскую землю обозы первых крестьян – переселенцев. Ехали они из разных областей нашей матушки России. Строили избы, дороги, мосты. Кругом была тайга. Время шло. Небольшие поселения стали объединяться в села. Между селами пролегали проселочные дороги, по которым крестьяне возили пшеницу, лес, товары или ездили друг к другу в гости. Были среди крестьян охотники, рыбаки,но главным занятием было – земледелие. Раньше говорили: «Землю пашут – не руками машут». Как вы думаете, что труднее – воевать или землю пахать?
Дети: (ответы детей могут быть разные).
Педагог: Первая помощница крестьянину была лошадь. «Не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник». Кто это?
Дети: лошадь.
Педагог: Посмотрите, нас кто-то встречает? Да это же наши старые знакомые.
(подвести детей к фотографии жителей деревни)
Дети: Это дедушка и бабушка.
(дети здороваются)
Педагог: Они знают все о вещах, которые здесь хранятся, потому что сами пользовались ими в своей нелегкой жизни.
(провести детей мимо уже знакомых экспонатов, орудий земледелия, задавая вопросы о назначении того или иного предмета, напоминая загадки о сохе, бороне, косе, серпе) :
«Баба Яга – вилами нога, «Сито свито, о четырех углах, о ста ногах,
Весь мир кормит, сама голодна» (соха).
Педагог: Но вы уже знаете, что не сразу хлеб на стол попадает. Зерно нужно из колосьев добыть, в муку смолоть, а потом тесто замесить и в печь посадить.
(показывает на ручные жернова, процесс помола зерна, предлагает детям покрутить жернова).
Педагог: Как вы думаете, тяжелая это работа?
Дети: Очень тяжелая.
Педагог: Самая трудная работа – растить хлеб. Вы хотите научиться сеять хлеб, как это делали в старину наши предки?
Дети: Хотим.
Педагог предлагает детям игру-хоровод «Мы просо сеяли»
Педагог: «Хлеб на столе - достаток в доме» (дети вспоминают пословицы о хлебе). Долгое время на Амурской земле растили хлеб, разводили скот, заготавливали лес. В нынешнее время наши земледельцы выращивают не только хлеб, но и сою. Эту культуру везут не только в разные районы России, но и в другие государства.
Педагог: Наше путешествие заканчивается. Давайте попрощаемся с дедушкой и бабушкой и вернемся в настоящее (дети подходят к фотографии и прощаются). Оглянитесь вокруг, посмотрите друг на друга. Здесь ваш дом, ваша Родина:
«И все здесь мое, дорогое.
И здесь меня помнят и ждут.
Шумит Приамурье родное,
А сопки плывут и плывут» (амурский поэт О. Маслов).