Надежда Дьяченко
Занятие-развлечение «На Кубанском подворье»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие-развлечение
Составитель: Дьяченко Н. Н.
Гарина Н. А.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Ребята, с чего начинается Родина?
С золотых полей, тенистых лесов, с морского прибоя и журчания реки, со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляков - старожилов.
Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной.
Лука: В жизни нам дана Родина одна - вишня у окна.
Прямо у дверей золото полей….
От тебя в дали в пламени, в пыли
Годы нас вели вглубь чужой земли,
Но всегда со мной в стороне иной
Был в трудах-походах ты, мой край родной.
Публикация «Занятие-развлечение „На Кубанском подворье“» размещена в разделах
Видно, так и быть, здесь мне век прожить,
До конца дружить, до конца любить,
Здесь мои друзья, здесь моя семья,
Большего не скажешь - здесь земля моя.
Настя Сергеева :
Ой! Кубань, ты мать родная!
Край станиц и хуторов.
Степь от края и до края
Тонет в золоте хлебов.
Это счастье - жить на свете
И тобой весь век дышать.
И встречать твои рассветы,
И закаты провожать…
Глеб: На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной, сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко пшеницей?
Настя Старкова:
А над Кубанью тополя,
И ветлы в три обхвата,
И все поля, поля, поля
До самого заката.
Пшеница шепчется с дождем
И смотрит на дорогу.
Вбежало лето на подъем
И спелый колос трогает.
И в каждом зернышке - поля
И ветлы в три обхвата,
И в каждом - щедрая земля
С восхода до заката.
Ведущая:
Ребята, наша кубанская земля на самом деле очень богата
и прекрасна. А осваивали эту землю наши предки. Называют их казаками. Сейчас мы с вами пройдем в одно место, где живут казак да казачка. Вы их внимательно слушайте. Там нас много интересного ждет: песни, шутки,
веселые прибаутки.
Ангелина Н:
Поначалу в жизни нашей
Было все не так, как надо.
Много сил вложили люди,
Чтобы землю сделать садом.
Тимур П:
Не было нигде скамеек, чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей ни большим, ни малым.
Игорь П:
И совсем не просто было тем, кто видел плохо
Не найти очков, и все - сколько хочешь охай!
Владик М:
Хочешь в мячик поиграть- нет мячей в помине.
Хочешь есть - нет ни огня, ни горшков из глины.
Были только у людей руки, только руки.
И трудился предок наш, и не знал он скуки.
Матвей М:
Много сделал для людей человек, бесспорно,
Еще больше надо сделать, знай - трудись упорно!
Дети подходят к жилищу казаков. Стучат в калитку.
Ведущая: Здравствуйте хозяйка с хозяином
Выходят казак Матвей и казачка Луша.
Матвей:
Здравствуйте, гости дорогие! Я казак Матвей. Я люблю гостей.
Проходите во двор.
Казачка:
Добро пожаловать! Я казачка Луша. Дети любят мои сказки слушать. Мы с моим Матвеем живем вот тут потихоньку трудимся. Ведь кто любит труд, того и люди чтут.
Матвей: А кто ленится, тот не ценится!
Савелий:
А мы тоже знаем кубанские поговорки :
Всякая работа мастера хвалит.
Долог день до вечера, коли делать нечего!
Землю красит солнце, а человека-труд!
Береги землю родимую, как мать любимую!
Жизнь дана на добрые дела!
Матвей:
Ух, ты! Настоящие кубанцы подрастают! А с чем вы к нам пожаловали?
Ведущая:
Мы с ребятами к Вам из ХХ1 века пришли, чтобы дом поглядеть, да уму разуму поучиться.
Казачка:
Хорошее это дело. Что ж тогда проходите.
Казак:
Что сами разумеем, тому и вас обучим. Ну смотрите и слушайте.
Казачка:
Значит, говорите, из ХХ1 века к нам пожаловали?
Дети: да!
Казачка:
А какие же у вас дома стоят?
(дети рассказывают о своих домах. Высокие, многоэтажные, из кирпича, а есть здания из стекла и метала)
Казак:
Ух, ты! Вот ведь как!
Казачка:
А как же вы воду на большой этаж поднимаете?
(дети объясняют, что вода в дома приходит по водопроводу а в колодец ходить не надо)
Вода по водопроводу бежит, а огонь по какому огневоду идет?
(дети рассказывают, что свет им подают электричеством.)
Ну, значит вы ничего не знаете про наше житье-бытье. Тогда слушайте:
Садитесь на завалинку, лавку, на бревно и слушайте.
Хаты наши мы строили из местных материалов: соломы, камыша, глины. Пол в избе мазали коровяком, крышу покрывали камышом или соломой. Снаружи хату белили, красили ставни, а внутри украшали занавесками окна, полы стелили половичками.
По вечерам собирались на посиделки. Пели песни, водили хороводы, играли в разные игры. Хотите поиграть в нашу л
любимую игру?
Дети: Да!
Ну тогда пройдем на полянку и поиграем. Игра называется Апанас. (Описание игры в приложении)
Дети играют в игру три раза.
Казак: Ну молодцы! И мы с вами позабавились.
Казачка:
Ну, слушайте дальше. Внимательно слушайте!
Во дворе стояла изба, а еще стояла главная помощница.
Я люблю на ней лежать.
Только это не кровать,
А избы моей сердечко_
Русская большая
(печка)
Молодцы! Идемте к печке.
Подходят, девочка, увидев дрова, спрашивает:
«А это, что?»
Казак:
- А это, дочурочка, Чурбан, да чурочка. (объясняет, что обрезок от дерева - это чурбан, а его половинка- чурочка).
Ими можно печь топить, а можно в дело пустить.
Из них делали ложки, чашки, разные инструменты. Это ремесло передавалось из поколения в поколение.
Мальчик:
Так вот же у нас есть народные музыкальные инструменты, которые делают, и посей день. Мы умеем на них играть. Выходите, ребята.
Дети выходят с музыкальными инструментами:(ложки, трещетки, свирели, свистульки.)
Под фонограмму кубанской песни проигрывают мелодию на деревянных инструментах.
Казак: Ай, да молодцы!
Казачка: А это моя палочка-выручалочка (показывает на ухват). Это ребятки ухват. Я им из печи достаю чугунную посуду. Вот эти железные руки крепко и бережно держат
Чугунок.
Идет дальше, подходит к колодцу.
- А вот еще одна интересная вещица. Без нее тоже никак не обойтись.
С ней я по воду пошла
Полны ведра принесла
На плече оно повисло,
Что же это?
Дети: (коромысло)
Казак: Ты посмотри, старуха они тоже кое - что знают.
Казачка: Да, Матвей. Что это мы с тобой все рассказываем да показываем? Вона у ребятишек, какие умные глазки. Надо спросить, что они знают о кубанском подворье.
Сказки же они читают!
Дети: Да!
Дети показывают предметы. Называют их:
(тачка, колодец, поилка для коровы, а также называют животных: корова, куры, индюк, петух, гуси.)
Казачка: Ой, ребятки, ведь мы с моим Матвеем тоже были детьми. Мы водили по вечерам хороводы, пели песни, а игры у нас какие веселые были, хотите поиграть?
Дети: Да!
Ига называется «Апанас»
Становитесь в круг, одного выберем водящим, ему завяжем глаза. Все вместе спросим : Апанас, Апанас, ты где стоишь?
Апанас отвечает:
-На базаре.
- Что продаешь?
-Квас.
- Лови мышей, а не нас.
Все разбегаются, а Апанас ловит. Кого поймает должен узнать на ощупь, если не узнает, то снова водит.
Дети играют 2,3- раза.
Казак: А я очень люблю хороводы. Уж такие они мелодичные. Помнишь, Луша?
Луша: - Да, Матвеюшка. Уж, как затянем бывало «Как у наших у ворот…
Ведущая: Ой, да мы ведь тоже это знаем, правда, ребята?
Дети: Да!
Казак: Ну, тогда заводите хоровод.
Дети становятся в круг и танцуют хоровод «Как у наших у ворот.»
Ведущая: Ребята, наша Кубань всегда славилась песнями да задорными плясками. Давайте споем кубанскую песню.
Дети поют песню «У кубань-реки»
Ведущая: Эй, подрушки – хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята-молодцы!
Озорные удальцы!
Выходите поплясать,
Длинный день скоротать.
Дети становятся на кубанскую пляску.
Казак: Вот это ребята! Ай, да казачата!
Казачка: Сами повеселились и нас позабавили.
Вспомнили и мы с моим Матвеем, как жили да жизни радовались!
Ведущая:
- Да, ребята! Вот так жили наши предки. Успевали все: и петь, и плясать, и с утра до ночи работать. Этим и знаменита наша великая Кубань! И именно вы - наследники нашей прекрасной кубанской земли : ее истории, культуры, всех богатств, которые созданы руками старших поколений.
Вам, беречь и хранить щедрые нивы и луга, звонкие казачьи песни. Память о защитниках Кубани.
Казак: - Спасибо, вам ребятки за добрые ваши слова!
Казачка: - Вы про нас не забывайте. Приходите еще. Нам есть о чем вам рассказать. Но ведь кубанский народ очень гостеприимный, вот и я вам собрала корзиночку с гостинцами. Угощайтесь! На здоровье! А мы с моим Матвеем будем ждать вас по осени.
До свидания!
Дети:
До свидания! Мы обязательно придем!