Шабалина Светлана
Мастер-класс для воспитателей в детском саду «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для воспитателей в детском саду:
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Автор-составитель: музыкальный руководитель
Шабалина С. В.
Цель мастер-класса: Знакомство воспитателей с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
• Представить воспитателям приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей
дошкольного возраста.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Используемый материал: палочки, детские музыкальные шумовые инструменты.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного
возраста.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть:
«Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
3. Рефлексия – итог мастер-класса
1. Теоретическая часть:
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Что же такое ритм?
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его
воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение,
что развить его невозможно, так оно является врожденным.
Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее.
Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в
пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх.
Ритмическое воспитание не может быть только слуховым и зрительным оно должно быть и двигательным. В развитии чувства ритма должно быть использовано всё наше тело. Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной!Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр,способствующих развитию у детей чувства ритма.
1. Словестно-ритмические игры-игры с именами (назови и прохлопай своё имя, назови и прохлопай своё имя и имя своего друга ласково, придумай ритмическое движение к имени)
2. Ритмические игры с предметами.
- с деревянными палочками, кубиками, картинками;
(прохлопать, простучать то, что изображено на картинке в соответствии со слогами и логическим
ударением, выделяя ударение более долгим звуком).
- использовали приём «ритмическое эхо»;
3. Игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в
движении. Этот раздел тоже включает в себя несколько компонентов:
Игры со звучащими жестами (ладошками, щелчками, шлепками, притопами.
Игровой массаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения);
использовали как самомассаж и массаж в парах;
4. Логоритмические игры, где ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста
направлено на отработку определённых звуковых навыков и закрепление правильного
звукопроизношения.
5. Пальчиковые игры в которых определённые движения пальчиками должны соответствовать ритму
6. Ритмические танцы
Практическая часть:
1. Речевая музыкальная игра: «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пи, пи, пи! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет!
-Ну как настроение, улучшилось?
2. Музыкальная игра :"Передай ритм"(направлена на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.
Встаём друг за другом, руки кладём на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке)отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передаёт ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех,передаёт, ритм, хлопая в ладоши.
3. Муз. рук:И ещё один вариант этой игры (сесть по-турецки или на стульчики)и передать ритм палочками, ложками –«Ритмическое эхо»)
4. Ритмическое упражнение" Уточки"
-Наши уточки с утра:
Кря-кря-кря (поют дети)
Кря-кря-кря (инструмент)
Наши гуси у пруда
Га-Га-Га (поют дети)
Га-Га-Га (инструмент)
Наши курочки в окно
Ко-Ко-Ко (поют дети)
Ко-Ко-Ко (инструмент)
Утро доброе пришло:
Ля-Ля-Ля (поют дети)
Ля-Ля-Ля (инструмент)
5. Музыкальная игра: «У оленя дом большой» Французская народная мелодия
(пение с движениями по тексту)
Каждый раз темп увеличивается, надо успевать изображать все слова и петь при этом.
6. Музыкально-ритмическая игра: "Отдал- взял, ",Сесть в круг. (В обоих руках палочки-палочку в левой руке кладём рядышком….и на время забываем, а правую передаём рядом сидящему…а в это же время тебе тоже передают палочку (все действия происходят со словами, ,Отдал-взял,---(музыкальное сопровождение-"Лётка-ёнка",
7Музыкальное упражнение, ",Две собачки»
8. Ритмический танец:»Добрый жук»
Рефлексия:
-Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс подошёл к концу, и мне бы хотелось узнать ваше мнение о нём. Я вам даю смайлик, и каждый из вас получив его, продолжит фразу:»Мне понравилось….,.Я бы могла использовать….,»Меня заинтересовало больше всего…».
Спасибо всем за работу. Свой мастер-класс хочется закончить словами: "Наша цель: развивать и воспитывать, и частичку души своей вкладывать. Если дети поют и танцуют, музицируют или рисуют, значит дети счастливее стали. Им мы в этом чуть чуть помогали. Если дети смеются, играют, с удовольствием зал посещают, значит трудимся мы не напрасно и профессия наша прекрасна!