Овсянникова Ирина
«Мы вместе!» Проект по созданию системы непрерывного образования в детском саду и начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
Владимирская область, Г. Гусь-Хрустальный
Тема: «Мы вместе!» - проект, направленный на создание системы непрерывного образования в детском саду и начальной школе.
Автор: старший воспитатель Овсянникова Ирина Анатольевна
Актуальность.
Публикация «„Мы вместе!“ Проект по созданию системы непрерывного образования в детском саду и начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Наличие единой системы между детским садом и начальной школой имеет большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Анализ адаптации детей, поступивших в 1 класс, представленный на совместном круглом столе директором по УВР СОШ №7 Герасимовой Л. В., показал трудности, которые возникли у выпускников дошкольного учреждения - состояние здоровья, социально-бытовые условия семьи, внутрисемейные отношения, режим дня, коммуникативные особенности личности.
Чтобы этот процесс стал менее чувствительным и болезненным для ребенка, необходима система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
В. А. Сухомлинский сказал: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает сегодня делать то, что он делал вчера. Пусть новое в его жизни появляется постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». Плавный переход из статуса дошкольника в статус школьника, интерес к школьной жизни, желание стать успешным учеником – вот цель детей в проекте «Мы вместе!».
Участниками проекта стали дети, воспитатели, учителя, родители, психолог, специалисты ДОУ.
Цель - обеспечить создание системы непрерывного образования, связь и согласованность целей, задач, методов и средств воспитания и обучения в детском саду и школе.
Достижению цели способствует решение поставленных задач:
Образовательные области Воспитательные Развивающие Обучающие
Социально-коммуникативное развитие Формировать у детей основы безопасного поведения в социуме, готовность к совместной деятельности, воспитывать самостоятельность. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Формировать умение работать в группах, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Художественно-эстетическое развитие Воспитание и развитие способностей к созидательной деятельности в области искусства — проявление и совершенствование художественных, музыкальных, пластических сторон творческих наклонностей. Развитие эмоциональной сферы эстетических чувств. Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой, красками. Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования.
Познавательное развитие Способствовать формированию позитивного отношения к учебной деятельности. Развивать познавательную активность детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности. Формировать у детей осознанное выполнение инструкций, заданий
Речевое развитие Прививать интерес к художественному слову. Развивать монологическую и диалогическую речь. Активизировать и обобщать словарь детей.
Физическое развитие Воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни. Развивать интерес ребенка к разным видам спорта. Закреплять двигательные навыки в подвижных играх.
В соответствии с планом работы МБДОУ «Детский сад №9» и СОШ №7 «Преемственность детского сада со школой» воспитанники были включены в различные виды деятельности:
Игровая
Сюжетно – ролевые игры : «Школа».
Дидактические : «Собери портфель»,
«Азбука», «Математическое лото».
Театрализованная деятельность: «Путешествие в страну Знаний». Коммуникативная
Беседы: «Что значит быть школьником», «Правила поведения в школе».
Создание лэпбука «Скоро в школу».
Ситуация: «Первый день в школе», «Переменка».
Познавательно- исследовательская
«Рассматриваем альбомы о школе».
Экскурсия в школу (в класс, в библиотеку, в спортивный зал, в столовую).
Выставка «Портфель первоклассника».
Трудовая
Уход за книгами, мелкий ремонт.
Организация рабочего места для занятий.
Труд в природе: расчистка участка от снега, сооружение построек из снега. Конструирование
Ярмарка «Очумелые ручки».
«Изготовление игрушек из бросового материала».
«Поделки в технике квиллинг». Художественная литература
Произведения о школе.
Конкурс чтецов «Дружба – бесценный дар».
Создание книжек-малышек.
Посещение школьной библиотеки.
Изобразительная
«Рисование в технике Эбру» Двигательная
Дефиле «Гусиный переполох».
Спортивное соревнование «Веселые старты».
Экскурсия к школе «1 сентября – день знаний».
Квест-игра «Знай и выполняй ПДД». Музыкальная
Музыкальный концерт на «День знаний».
Для успешной реализации проекта необходимо было обогатить содержание предметно-развивающей среды:
Образовательные области («Центры развития») Деятельность педагога Деятельность детей и родителей
Социально-коммуникативное развитие: «Центр сюжетно-ролевый игры», «Уголок дежурства» Составление графика дежурства на занятиях, оформление Центра сюжетно-ролевых игр атрибутами на тему «Школа». Дидактические игры «Собери портфель в школу», «Правила поведения в школе», сборник терапевтических сказок «Скоро в школу».
Пополнение Центра театрализации костюмами к дефиле «Гусиный переполох».
Художественно-эстетическое развитие: «Центр творчества», «Центр музыки» Планирование творческой работы по нетрадиционной технике рисования – обеспечение необходимым материалом и инструментами, схемами.
Аудиозаписи музыки, танцевальных композиций. Помощь в пополнении центра творчества нетрадиционным материалом, оформление выставок детских работ.
Познавательное развитие: «Центр экспериментирования», «Центр настольно-печатных и дидактических игр» Картотека опытов и экспериментов, картотека графических диктантов, дидактические игры на логику. Инструменты и материал для опытов, настольно-печатные и дидактические игры из серии «Скоро в школу»
Речевое развитие: «Речевичок» Энциклопедии, произведения о школе, таблицы букв и звуков, картотека речевых игр. Тематическая выставка «Стихи о школе», изготовление дидактических игр на развитие дыхания.
Физическое развитие: «Спортивный центр» Информационный стенд о подготовке к сдаче норм ГТО 1 ступени.
Внесение нетрадиционного спортивного оборудования: «Ловишки», «Массажные коврики своими руками». Помощь в создании нетрадиционного спортивного оборудования.
В реализации преемственности детского сада и начальной школы большую роль имеет сотрудничество образовательных учреждений и семьи. Ведь порою именно родители оказываются не готовы к переходу на следующую образовательную ступень. Важно вызвать осознанное отношение всех членов семьи к предстоящим изменениям в жизни их ребенка – поступление в школу. Был разработан план сотрудничества ДОУ, школы с семьями воспитанников:
Форма и содержание взаимодействия с семьями Рекомендации по взаимодействию с детьми в условиях семьи
1. Родительские собрания с участием представителей школы (учителя, завуч, специалистов (учитель-логопед, психолог, воспитателей:
- психолого-педагогические особенности развития старших дошкольников;
- требования школы к будущим первоклассникам;
-готовность к школе. Тематические беседы о школе; чтение терапевтических сказок; прогулка-экскурсия к школе. Использование поручений для воспитания самостоятельности. Заучивание стихов, совместное чтение, занятие творчеством.
2. «Школа будущего первоклассника» - занятия дошкольников с учителями и специалистами школы, знакомство детей с требованиями учебного учреждения Упражнения на развитие мелкой моторики. Чтение научной литературы для расширения кругозора дошкольников.
3. Папки – передвижки, информационные стенды, буклеты «Скоро в школу», «Советы родителям будущих первоклассников», «Готов ли ребенок к обучению в школе?» Наблюдение за деятельностью детей в разных режимных моментах, следование рекомендациям специалистов (исправление дефектов речи, упражнения на развитие познавательных процессов).
4. «День открытых дверей» - посещение детьми и родителями учебного заведения, знакомство с сотрудниками. Беседы, положительный опыт, пример старших братьев и сестер, сюжетно-ролевые игры.
5. Мастер-классы родителей на открытых мероприятиях в школе, проводимых совместно с ДОУ :
- «Поделки в технике квиллинг»;
- «Рисование в технике эбру»;
- Музыкальный концерт;
- «Папа, мама, я – спортивная семья». Привлечение детей к совместному творчеству, здоровому образу жизни.
Результативность.
В ходе реализации проекта «Мы вместе!» :
- сократился адаптационный период ребенка в школе;
- повысилась заинтересованность родителей и детей к предстоящему поступлению в школу и успешному обучению;
- «Школу будущего первоклассника» посещают около 30% старших дошкольников;
- проведены совместные мероприятия – «Веселые старты», «Гусиный переполох», «Знай и соблюдай ПДД», экскурсии в школу, музыкальные приветствия, спортивные досуги, мастер-классы; которые позволили дошкольником познакомиться со школой, взаимодействовать с младшими школьниками, будущими учителями.