ГУЛЬЮЗЕМ РАХОВА
Краткосрочный проект «Мы познаем мир» для младшего дошкольного возраста
Краткосрочный проект по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста на территории детского сада
«Мы познаем мир»
Продолжительность проекта : 31.08.2020-04.09.2020 г.
Вид проекта : краткосрочный
Тип проекта : познавательно – ориентированный
Участники проекта : педагоги, работники детского сада, воспитанники и их родители.
Возраст детей : дети младшего дошкольного возраста.
Публикация «Краткосрочный проект „Мы познаем мир“ для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность проекта : На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Цель проекта :
Формирование у детей младшего дошкольного возраста осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях жизни деятельности, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Побуждать детей ответственно относиться к себе и собственной безопасности, познакомить воспитанников с необходимой информацией как вести себя в экстремальной ситуации.
2. Формировать понимание того, кто является «своим», «чужим», ««знакомым».
3. Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, помощь;
4. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях;
5. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности;
Для педагогов:
1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.
2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при реализации данного проекта.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
- Подбор материала педагогом для реализации проекта.
- Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.
2. Основной этап
1.“Что мы знаем об опасных предметах?”
1) Целевая прогулка
Цель: Найденные предметы могут быть очень опасные, которые могут взорваться. Объяснить, что в случае обнаружения подозрительных предметов и игрушек нужно сразу же сообщить взрослым людям (родителям, воспитателям, милиционеру и т. д.)
2) Дидактические игры и упражнения: «Собери картинку», «Можно – нельзя»
3) Я потерялся на улице.
Цель: Дать детям знания, как вести себя в ситуации, если они потерялись или заблудились, к кому можно и нужно обратиться в этом случае. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса
2. «Ребёнок и другие люди»
1) Целевая прогулка.
Разыгрывание типичных опасных ситуаций контактов с незнакомыми людьми.
Цели: Основная мысль этого направления-ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
2) Беседа «Внешность человека может быть обманчива»
Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
3) Дидактические игры «Знакомый, свой, чужой»
Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.
3. Практическое занятие
1) «Не откроем волку дверь»
Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
2) Создание проблемной ситуации:
Дети отправились на экскурсию по территории детского сада
Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила безопасности.
3) Беседа: «Как вести себя с незнакомыми людьми, можно ли уходить из детского сада с незнакомыми людьми?»
Цель: Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми: способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми.
4. Самокат и велосипед на территории детского сада
1) Целевая прогулка. «Я катаюсь на самокате (велосипеде)»
Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть на при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках, научить детей правилам поведения в таких ситуациях)
2) Прослушать рассказы, детей на тему: «Почему со мной могла случиться беда» (из личного опыта.)
3)Обучающий комплекс мультфильмов «Уроки осторожности» с тетушкой Совой.
Цель: Эта развлекательно-обучающая программа с мультфильмами в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро расскажет и покажет детям об основах безопасности жизни и поможет избежать многих опасных ситуаций!
5. Чтение художественной литературы
1) Чтение произведения С. Михалкова «Дядя Степа милиционер»; Клименко «Зайка велосипедист»
2) Просмотр видеофильма «Подозрительные предметы вокруг нас» Закрепить знание безопасных правил поведения.
3) Рисование на тему «Мы - спасатели»
3. Заключительный этап
В ходе подготовки и реализации проекта по безопасности «Мы познаем мир» с детьми младшего дошкольного возраста у детей сформировались навыки безопасного поведения в различных ситуациях на территории детского сада. Устойчивые знания о правилах поведения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства; дети имеют представления о средствах и способах безопасности жизнеобеспечения; каждый ребёнок стремится к безопасной жизнедеятельности; умеют и стремятся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.
Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.
Литература
1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
2. Деркунская В. А., Гусарова Т. Г., Новицкая В. А., Римашевская Л. С. Образовательная область “Безопасность”. Как работать по программе “Детство” : Учебно-методическое пособие/ науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО “Издательство “Детство-Пресс”, М. : ТЦ “Сфера”, 2012.
3. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб. : ООО “Издательство “Детство-Пресс”, 2011.