Приложение МААМ

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Балагурова Елена
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В наше время повсеместно наблюдается процесс оскудения русского

языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный

запас большинства родителей и детей, населенный в большей части словами

надерганными из иностранных языков, социальных сетей, а так же фильмов и

мультипликационных фильмов сомнительного качества. Некогда «великий

могучий» русский язык терпит изменения, упрощения. Кроме этого дети,

мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором.

Публикация «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Фольклорные игры и произведения, к сожалению, теряют привлекательность

для современных детей, их вытесняет телевидение, компьютер, интернет, то

есть современная художественна среда. Их обязательно нужно знакомить с

культурой своей родины и всем, что непосредственно с ней связано. Развитие

детей должно происходить через познания культурного наследия. Дети

должны не только знать культурное наследие, но и быть способными его

приумножать. Фольклор — именно та, доступная детям, вариативная,

импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в

себе коллективное и индивидуальное начало.

Фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны,

приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей,

зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно

фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком,

нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего

мира. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского

характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре,

красоте, правде, верности и т. д. особое место в таких произведениях

занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством

человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим

источником познавательного и нравственного развития детей.

Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет.

Когда только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь

и мышление. Развиваются способности, умения и навыки. Именно фольклор

с первых лет жизни служит средством формирования мировоззрения ребёнка

в целом, развивает образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок

развивает творческие способности, приобретает опыт творческой

деятельности, формирует свою индивидуальность.

В течение многих веков народные песни, прибаутки, потешки,

приговорки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их

внимание, успокаивают, веселят, поучая малышей и приобщая их к высокой

моральной культуре своего народа. Ребёнок с раннего возраста активно

откликается на фольклор и его влияние трудно переоценить. Дети в детском

саду неравнодушно относятся к народной музыке. Обилие гласных, простой

ритмический рисунок, интересное содержание делают народные песни

незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме

того, русская песня обладает огромной художественно-воспитательной

ценностью. Она формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь

народными поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка,

рассыплюсь яблонькой, Ваня-простота и др.). Дети проявляют живой интерес

к содержанию, быстро запоминают текст.

Народные песни хороши ещё и тем, что их можно инсценировать.

Пение напевных песен, удлиняя вдох и углубляя выдох, активизирует

главную дыхательную мышцу – диафрагму – и вырабатывает при этом

постепенное расходование воздуха.

В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие

важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота

интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей

тренировкой для развития внутреннего слуха.

Народный танец, как никакой другой, отражает особенности

национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а

также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту

человеческого тела и духа. Русский народный танец является одним из

наиболее распространённых и древних видов народного творчества. Русский

народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска. С

помощью народного танца в душе ребенка сохраняются истоки

национальной культуры, формируется причастность к народным традициям,

прививается любовь к нашей истории. На занятиях народным танцем ребенок

расширяет свой кругозор, получает представление о танцевальном искусстве

народов мира, узнает об истории народа, музыки, костюма, приобретает

нравственные корни своего эстетического воспитания и образования.

Необходимо привлечь внимание к народной педагогике, имеющей

большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на

народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, а

значит, и уважение к своему народу. Основной путь воспитания

общечеловеческих качеств – это приобщение ребёнка к своей национальной

культуре.

При организации работы по приобщению детей к народному

музыкальному фольклору решаются такие задачи:

Воспитательные:

- формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа

и людям труда;

- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и

взрослыми;

- учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущего

хозяина (хозяйку, мужа, жену).

Образовательные:

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального

фольклора;

развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое

чувство, музыкально-слуховые представления);

- формировать исполнительские навыки в области пения, движения,

музицирования;

- развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные

способности у детей.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них

положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие

жизни.

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Большое значение для всестороннего развития дошкольников имеет рисование. Рисовать можно не только с помощью карандашей или фломастеров,.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 05:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Балагурова Елена (УИ 1807847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД