Балагурова Елена
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время повсеместно наблюдается процесс оскудения русского
языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный
запас большинства родителей и детей, населенный в большей части словами
надерганными из иностранных языков, социальных сетей, а так же фильмов и
мультипликационных фильмов сомнительного качества. Некогда «великий
могучий» русский язык терпит изменения, упрощения. Кроме этого дети,
мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором.
Публикация «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Фольклорные игры и произведения, к сожалению, теряют привлекательность
для современных детей, их вытесняет телевидение, компьютер, интернет, то
есть современная художественна среда. Их обязательно нужно знакомить с
культурой своей родины и всем, что непосредственно с ней связано. Развитие
детей должно происходить через познания культурного наследия. Дети
должны не только знать культурное наследие, но и быть способными его
приумножать. Фольклор — именно та, доступная детям, вариативная,
импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в
себе коллективное и индивидуальное начало.
Фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны,
приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей,
зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно
фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком,
нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего
мира. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского
характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре,
красоте, правде, верности и т. д. особое место в таких произведениях
занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством
человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим
источником познавательного и нравственного развития детей.
Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет.
Когда только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь
и мышление. Развиваются способности, умения и навыки. Именно фольклор
с первых лет жизни служит средством формирования мировоззрения ребёнка
в целом, развивает образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок
развивает творческие способности, приобретает опыт творческой
деятельности, формирует свою индивидуальность.
В течение многих веков народные песни, прибаутки, потешки,
приговорки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их
внимание, успокаивают, веселят, поучая малышей и приобщая их к высокой
моральной культуре своего народа. Ребёнок с раннего возраста активно
откликается на фольклор и его влияние трудно переоценить. Дети в детском
саду неравнодушно относятся к народной музыке. Обилие гласных, простой
ритмический рисунок, интересное содержание делают народные песни
незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме
того, русская песня обладает огромной художественно-воспитательной
ценностью. Она формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь
народными поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка,
рассыплюсь яблонькой, Ваня-простота и др.). Дети проявляют живой интерес
к содержанию, быстро запоминают текст.
Народные песни хороши ещё и тем, что их можно инсценировать.
Пение напевных песен, удлиняя вдох и углубляя выдох, активизирует
главную дыхательную мышцу – диафрагму – и вырабатывает при этом
постепенное расходование воздуха.
В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие
важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота
интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей
тренировкой для развития внутреннего слуха.
Народный танец, как никакой другой, отражает особенности
национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а
также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту
человеческого тела и духа. Русский народный танец является одним из
наиболее распространённых и древних видов народного творчества. Русский
народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска. С
помощью народного танца в душе ребенка сохраняются истоки
национальной культуры, формируется причастность к народным традициям,
прививается любовь к нашей истории. На занятиях народным танцем ребенок
расширяет свой кругозор, получает представление о танцевальном искусстве
народов мира, узнает об истории народа, музыки, костюма, приобретает
нравственные корни своего эстетического воспитания и образования.
Необходимо привлечь внимание к народной педагогике, имеющей
большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на
народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, а
значит, и уважение к своему народу. Основной путь воспитания
общечеловеческих качеств – это приобщение ребёнка к своей национальной
культуре.
При организации работы по приобщению детей к народному
музыкальному фольклору решаются такие задачи:
Воспитательные:
- формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа
и людям труда;
- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и
взрослыми;
- учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущего
хозяина (хозяйку, мужа, жену).
Образовательные:
- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального
фольклора;
развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое
чувство, музыкально-слуховые представления);
- формировать исполнительские навыки в области пения, движения,
музицирования;
- развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные
способности у детей.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них
положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие
жизни.