екатерина петухова
Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста. Их значение и содержание
▼ Скачать + Заказать документы
Когда начинать музыкальное воспитание ребёнка? Многих родителей волнует этот вопрос.
В четыре года малыша уже можно приобщать к серьёзным занятиям искусством (музыка, пластика, движение, пение). Музыка станет верным спутником ребёнка, поможет его самовыражению, обогатит внутренний мир яркими впечатлениями, переживаниями и красками, разовьет физические и умственные способности малыша. Искусство — это всегда творчество, а творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение, помогает постигать окружающий его мир с улыбкой и радостью. К семи годам у ребёнка складываются основы мироощущения и основные черты личности, характера. Поэтому нужно сохранить всё святое и чистое в детской душе и развить у него стремление к прекрасному.
Публикация «Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста, Их значение и содержание» размещена в разделах
Сегодня многих родителей волнует вопрос необходимости разностороннего развития личности их детей. Разностороннее развитие включает в себя следующие аспекты:
Эстетический – развитие чувства прекрасного, эмоциональная отзывчивость, приобщение к народному творчеству;
Умственный – развитие памяти, внимания, кругозора, воображения, речи, мышления;
Нравственный – формирование дружелюбия, активности и самостоятельности.
На музыкальных занятиях происходит реализация всех этих аспектов.
Виды музыкальной деятельности на занятиях музыкой.
Распевание, пение;
Слушание музыки;
Музыкально-ритмические движения;
Пляски, игры, хороводы.
Музыкальные занятия — такое название говорит само за себя. Т. е. вся деятельность на этом занятии связана с музыкой. Даже приветствие и
прощание начинается занятие с распевания. Певческий диапазон детей 4-5 лет невелик: ре-ля первой октавы, у 6-летних детей ре-си первой октавы. В качестве попевок можно использовать песенки или фрагменты из русских народных песен. Например, «Сорока», «Бай-бай», «Качи», «Василёк», «Заинька», «Андрей-воробей», «Ходит заинька по саду», «Мы идём».
Перед разучиванием песен проводится предварительная работа:
слушание песни;
беседа о музыке, её характере, темпе, ритме;
беседа о содержании песни.
При подборе и разучивании песен учитываются программные
требования для каждой возрастной группы. Дети в 4 года хорошо ориентируются в жанровой музыке. Они отличают марш от песни, а песню от танца. Пятилетние дети знакомятся с музыкальной формой, а также музыкальными ладами (мажор, минор). Шестилетние учащиеся знакомятся со средствами музыкальной выразительности. Изучают, что такое динамика. А к концу учебного года дают правильную характеристику прослушанной песни или пьесы.
При разучивании песен ведё тся вокально-хоровая работа:
разучивание песни по фразам;
объяснение непонятных слов;
правильность исполнения: петь напевно, протяжно, пропевать концы слов и фраз, внятно и ясно пропевать слова песни, чётко артикулировать гласные и согласные звуки;
слаженность пения: по жесту педагога (рука вверху - высокие ноты, рука внизу - низкие ноты, в середине - средние ноты).
Музыкально-ритмические движения.
Все движения объясняются ассоциативно. Так дети быстрее схватывают суть и представляют, как выполнить это движение. «Набор» музыкально-ритмических движений обязательно выливается в какой-либо танец, который дети исполняют на празднике или открытом занятии. При разучивании «Танца с осенними листочками», мы представляем себя деревцами, руки — веточками. Подул небольшой ветер, веточки деревьев закачались, листочки с деревьев стали медленно падать и кружиться. При разучивании Галопа - садимся на лошадку и скачем. Одна ножка догоняет другую. При ходьбе на носочках представляем, как ходит балерина, как держит спину, голову, руки.
С четырёхлетними детьми стараемся выполнять движения ритмически правильно, под музыку. С шестилетними детьми добиваемся выполнения движений не только музыкально правильно, но и эстетически красиво, слаженно. Начинать движения с правой руки (ноги, в правую сторону. Если на первом году обучения разучиваем в основном притопы, прихлопы, то на третьем году разучиваются подскоки, ковырялочка, приставной шаг с прихлопами и т. д.
Пляски, игры, хороводы.
Как было сказано ранее музыкально-ритмические движения выливаются в создание танцев, которые дети исполняют на праздниках.
В хороводах основная цель - дать детям подвигаться под музыкальное сопровождение и пение взрослых. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. В этом виде деятельности нет цели двигаться и одновременно петь. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать.
В музыкально - дидактических играх обязательно ставятся задачи, которые необходимо реализовать именно в данном музыкальном материале. Например, в музыкально-дидактической игре «Гуси» ставятся задачи:
развивать у детей тембровый слух,
активизировать внимание,
развивать умение интонационно и ритмически точно передавать мелодию,
выполнять образно-игровые движения, отражающие содержания.
Игра на развитие координации движений «Зайка». Цель игры - развивать у детей координацию между слуховыми двигательными анализаторами умение самостоятельно находить характерные действия, динамику, для передачи знакового образа. Упражнять в выполнении простейших физических, образно-игровых и выразительных движений.
Взаимодействие педагога с родителями.
Педагог доносит до сведения родителей содержание музыкальных занятий с детьми, рассказывает о том, что дети изучают, в какие игры играют, какие песни поют. Педагог предлагает родителям дополнительный материал для музыкального развития дошкольников в условиях семьи. По мере необходимости даются индивидуальные домашние задания (разучивание слов, песен, закрепление двигательных навыков, разучивание танцевальных движений). Данные задания необходимы для повышения самооценки учащихся, создания ситуации успеха, что формирует у всех детей положительное отношение к музыкальной деятельности, радость от положительного результата собственной деятельности.
Рекомендуемая литература
Алексеева Е. Н. Игровое творчество малышей
Каплунова И. М. Новоскольцева И. А. Программы творческого развития дошкольников «Ладушки»
Костина Э. П. Камертон.