Дарья Байдакова
Музыкальные игры в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повысить профессиональные навыки воспитателей по музыкальному воспитанию дошкольников в образовательной деятельности в группе.
Задачи:
• Углубить взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя;
• Повысить компетентность воспитателя во всех разделах музыкальной деятельности дошкольников;
Публикация «Музыкальные игры в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
• Приобщать детей к музыкальному наследию своего народа, воспитывать и развивать патриотическое чувство;
• Развивать музыкальные умения и навыки детей (певческие, танцевальные, музыкально-ритмические) используя игры, пляски и упражнения;
• Приобщать детей к игре на детских музыкальных инструментах, развивать коммуникативные умения;
• Развивать самостоятельность и инициативу детей.
Только в тесном взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.
Музыка используется :
-в ходе режимных моментов :
-на утренней гимнастике;
- во время умывания;
- во время прогулки (в теплую погоду);
-перед дневным сном;
-при пробуждении и т. д.
-в непосредственно образовательной деятельности;
-во время праздников и развлечений;
- в повседневной жизни.
-в самостоятельной деятельности детей.
-в совместной деятельности педагога с детьми;
Без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. И поэтому акцент делается на совместную деятельность педагогов и детей, на игровые формы образования.
Организация деятельности по музыкальному воспитанию в непосредственно образовательной деятельности в разных образовательных областях
Речевое развитие. Например, рассказывая сказки «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иванушка», «Три поросёнка» воспитатель иллюстрирует их исполнением небольших песенок, характеризующих действующих персонажей.
Если воспитатель знакомит малышей со стихотворением А. Барто «Лошадка», то будет полезным прослушать в грамзаписи пьесу Потоловского одноименного названия.
Музыка помогает детям более эмоционально воспринимать образы природы, её отдельные явления. Поэтому в старших группах перед разучиванием стихотворений об осени уместно будет прослушать пьесы «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» П. И. Чайковского из альбома «Времена года».
Художественно-эстетическое развитие- РИСОВАНИЕ
Прием обыгрывания выполненного изображения применяется в конце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от изображения. Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки и т. д. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки.
На занятиях по рисованию в младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры — ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап — капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее»,— говорит воспитатель и поет песенку: «Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку — хлебай понемножку!»
Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления.
Физическое развитие.
Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.)
Каждому движению соответствует музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками, требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы - легкой, игривой; покачивание цветами или лентами - нежной, напевной и т. п. Вместе с тем один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию — снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной.
На физкультурном занятии музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений, некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки, Также можно использовать логоритмические упражнения, подвижные игры, хороводы, элементы танцев.
Роль музыки в физическом воспитании детей очень велика (поднимает настроение, соревновательный задор, организует и координирует движения детей, облегчает усвоение умений и навыков, различных построений и перестроений, также способствует улучшению осанки, придаёт движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности) поэтому музыка должна звучать во всех мероприятиях физкультурного цикла.
Социально-коммуникативное развитие.
“Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников велика, она способствует формирование таких качеств, как любовь к своему дому, бережное отношение к природе, дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, также музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества, с трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Слушая записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”, и в доступной форме рассказывают детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными. Выдающиеся русские композиторы: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, также использовали народные мелодии в своем творчестве.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны дети их быстро усваивают, что позволяет использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания, и их можно использовать в исполнительской деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. Многообразие народной музыки служит для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, музыкальных игр и т. д.
Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки). Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма.
Музыка используется при ознакомлении детей с образом Родины. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки, поют песни.
Именно воспитанием любви к своему родному краю, к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников, а достигается это разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества» и тема Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.
Организация деятельности по музыкальному воспитанию в совместной деятельности воспитателя с детьми
Совместная деятельность педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности : слушание музыкального произведения с дальнейшей беседой о ней, пение, музыкально-ритмические игры, приобщение к игре на музыкальных инструментах.
Для развития певческих умений направлены следующие игры :
• «Я начну, а ты продолжи…»
• «Пропой весело, грустно…»
• «Узнай песню по картинке и спой»
• «Нарисуй мелодию!» (Рисовать кисточкой мелодию песни (нарисовать голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисточки от холста»).
• «Знакомство» (Дети пропевают свои имя и фамилию, имя мамы. Это нацеливает детей на создание своих мелодий)
• «Слова на ладошках» песни-игры Е. Попляновой.
Вопросно-ответную форму можно использовать: «играть в прятки». Пропеть имя ребенка и задать вопрос: “Ты где?”. Ребенок отвечает: “Я здесь!” или “Я пою!”. Может применить более развернутую форму ответа, типа: “Я здесь! Я пою!”, “Посмотрите на меня! Я пою!”.
Для развития танцевальных умений можно использовать: «Зеркало», «Танец грустный, танец весёлый», «Кто лучше придумает пляску».
Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, которая включает в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.
Для развития ритмических движений рекомендуются:
Упражнения с превращением: «На бабушкином дворе», «Лесная зверобика», «В гости к Винни-Пуху»;
«Игра с бубном» - для младшего возраста. Воспитатель с бубном в руках говорит следующие слова: «Я по комнате хожу, а ребят не нахожу, буду в бубен я играть, выйдут детки танцевать», в это время дети сидят, закрыв глаза руками. Воспитатель бьет в бубен, дети танцуют.
Игры с пением : «Если нравится тебе…», «Танец в кругу», «Весёлый хоровод».
Игра «Тук-ток» Е. Железновой. ( Дети выполняют движения под песенку:
Тук-ток-туки-ток, бьет кулак, как молоток
Тук-ток-тук-туки, застучали две руки
Тук-ток-туки-ток – застучал мой каблучок
Тук-ток-ток-туки – застучали каблучки
– кулачки попеременно стучать друг о друга в таком положении
– хлопаем в ладоши.
– попеременно ставим левую и правую ногу на пяточку и стучим ею о землю.
– попеременно ставим левую и правую ножку на носочек и стучим им о пол.
Приобщение детей к игре на музыкальных инструментах возможно в драматизации сказок.
Педагоги разыгрывают сказку «Курочка Ряба» с использованием музыкальных инструментов для младшего, среднего и старшего возрастов
Источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений, развития игрового взаимодействия дошкольников, общения со сверстниками и взрослыми, являются сюжетно-ролевые игры, которые также можно обогатить музыкальным содержанием.
Игра магазин - «Детский мир». ( два больших отдела: «Игрушки» и «Отдел музыкальных инструментов»). В Магазине есть комната отдыха, кафе, где можно отдохнуть и попить кофе, посмотреть концерт.
Игра «Школа искусств» (воспитатель рассказывает о преподавателях, распределяют роли, готовят соответствующие атрибуты)
Игра «Концерт», «Голос»
Игра «Игрушки идут в гости» для младшего возраста. Также можно использовать игры-танцы, которые несут развлекательный характер и решают педагогические задачи и доступны маленьким детям: «Мышки», «Где же наши ручки?», «Птички», «Паровоз».
Организация деятельности по музыкальному воспитанию в ходе режимных моментов
Музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов. Учитывая возраст детей, воспитатель определяет формы включения музыки в режим дня. Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых играх, музыкально-дидактических играх, что делает её более эмоциональной и интересной, утренней гимнастике, во время прогулки (в летнее время, когда дети идут на экскурсию, при проведении некоторых водных процедур, вечеров развлечений, перед и после сна.
Можно использовать такой раздел музыкально-художественной деятельности как музыкотерапия (слушание) во всех режимных моментах, например, включать музыку (весёлую и грустную) с каким настроением пришёл ребёнок в детский сад.
Утренняя гимнастика
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику, активизирует детей, повышает качество выполняемых ими упражнений, развивает музыкальность. Ребёнок учится воспринимать музыку и двигается в соответствии с её характером.
Особенности музыкального сопровождения :
- Музыкальное сопровождение в соответствии с характером движений;
- Учёт возрастных особенностей детей;
- Звучание музыкального сопровождения без счётов и хлопков.
Утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением в ДОУ следует начинать со второй младшей группы (3-4 лет, когда формируются музыкально-ритмические умения и навыки. Так как слуховое внимание неустойчиво, музыкальное сопровождение дается к отдельным упражнениям с использованием игровых образов (воробышки клюют, птички летают, зайчики прыгают).
Также использование музыкального сопровождения помогает детям, выполняющим зарядку в группе, одновременно начинать и своевременно завершать упражнение.
Музыка должна быть хорошо известна детям, желательно включать музыкальные композиции из их любимых мультфильмов.
Дети средней группы (4-5 лет) чувствуют ритм, силу звучания, поэтому музыка сопровождает каждое упражнение.
Дети старшей и подготовительной группы достаточно развиты, способны к выполнению движений под музыку разного характера.
Музыкальные произведения (сопровождения) должны соответствовать характеру движений данного упражнения. Например, ходьба, бег – сочетаются с бодрой, энергичной музыкой (марш); поскоки, подпрыгивания - с музыкой плясового характера (полька); плавные движения, наклоны – с музыкой спокойного характера (вальс).
При помощи музыки можно менять темп, виды ходьбы или бега, чередовать ходьбу с бегом, менять направление и т. д.
Можно использовать различные формы проведения утренней гимнастики:
– традиционная форма с использованием обще-развивающих упражнений;
– обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы в лес ходили», «Бабочки» и др. ;
– игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
– с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов
Музыка для сна
Эффективная организация быстрого засыпания детей осуществляется с использованием музыкального сопровождения. Музыка должна звучать тихо. Используется одно и тоже произведение (вырабатывается рефлекс на засыпание). Подборка классической музыки поможет детям немного успокоится перед сном, а когда заснут, будет прекрасным фоном для сна.
Расслабляющее воздействие оказывают классические мелодии:
«Баркарола», П. И. Чайковский;
«Лебедь» Сен-Санс;
«Сентиментальный вальс», П. И. Чайковский.
Музыка успокаивающего характера:
«Сладкая греза», П. И. Чайковский;
Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика», Х. Глюк;
«Грустный вальс», Я. Сибелиус;
Вальс №3, Вальс №7, Вальс №9, Вальс №10, Вальс №12, Ф. Шопен;
Колыбельные – это песни, обладающие особым сказочным волшебством. Слушая их, дети погружаются в удивительный здоровый сон.
Гимнастика после сна
Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений, сохранить и укрепить здоровье детей. Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Пробуждение и проведение гимнастки сопровождается плавной не громкой музыкой, громкость которой медленно нарастает. И начинать проводить гимнастику с проснувшимися детьми, остальные присоединятся по мере пробуждения. Музыка должна позволять включать элементы потягивания, поочередного поднимания и опускания рук и ног, элементы гимнастики для глаз, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
В младшем дошкольном возрасте культурно-гигиенические навыки лучше всего усваиваются детьми в играх, важно чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо тонко, ненавязчиво. Потешки, песенки делают процесс формирования навыка более привлекательным, ими можно сопровождать любые действия малыша а также прослушивание песенок о культуре гигиенических навыков.
"Чистюли"
Перед игрой можно попросить малышей показать, как они умываются, моют ушки и шейку, чистят зубки. Если дети затрудняются-предложить свой вариант и попросить повторить. Показать, как водичка бежит из душа (проводить кончиками пальцев от макушки до стоп и обратно).
Чтение потешек "Водичка - водичка".
Ой, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Быстро умываемся
Друг другу улыбаемся.
Зайка начал одеваться,
Видно в гости собирался.
Вымыл ротик, вымыл носик,
Вымыл ухо, вот и сухо!
Кран, откройся,
Нос, умойся.
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка.
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся сразу оба глаза.
Не боимся мы воды-
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
(Дети умываются, растирают полотенцем шею).
- Молодцы! Теперь мы чистые и красивые.
Игра «Уложим куклу Катю спать»
Взрослый поет колыбельную (Ю. Горей, привлекая детей подпевать : «Баю-баю-бай!»
Спи, моя хорошая, баю – баю - бай!
Куколка любимая, глазки закрывай.
Я тебя раздену, застелю кровать.
Завтра встанем вместе, будем вновь играть.
Музыкальное развлечение «Про то, как мишку спать укладывали»
Музыкальная игра «Серый зайка умывается».
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается. (Дети «умываются».)
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо. (Дети трут ладошками носы, «хвостики», уши.)
Вытер сухо!
И поскакал:
Скок-поскок!
Скок-поскок! (Дети скачут.)
Пальчиковая игра «Мышка-чистюля».
Мышка мылом мыла лапку (одной рукой мыть другую).
Каждый пальчик по порядку (указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки).
Вот намылила Большой,
Сполоснув его водой (всеми пальцами сначала правой, затем левой руки «намыливать» большие пальцы)
Не забыла и Указку,
Смыв с него и грязь, и краску (аналогичные движения со средними пальцами)
Средний мылила усердно,
Самый грязный был, наверно (аналогичные движения со средними пальцами)
Кожа сразу стала красной (аналогичные движения с безымянными пальцами)
А мизинчик быстро мыла:
Очень он боялся мыла (быстрыми движениями «намыливать» мизинцы).
Организация деятельности по музыкальному воспитанию в самостоятельной деятельности
То есть в деятельности, которая возникает по инициативе самих детей.
Ребёнок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития.
Музыкальная самостоятельная деятельность дошкольников способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства, воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей и взрослых и тесно связана с игрой.
Дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют пляски, подбирают мелодии на музыкальных инструментах.
К основным источникам самостоятельной музыкальной деятельности детей могут быть отнесены :
- музыкальные занятия;
- праздники и вечера развлечений;
- театральные постановки и концерты;
- телевидение, видео, мультфильмы;
- окружение (семья).
Воспитатель должен предварительно планировать и создавать условия для самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он должен быть соучастником этой деятельности, заинтересовать, побуждать детей к действиям : «Давайте проведем конкурс на лучшее исполнение песни или танца»; «Очень интересно провести викторину - кто вспомнит больше названий знакомых песен»; «Поиграем в праздник» и т. д.
В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями, а также развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука : «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет» «Два барабана», «Назови песню по картинке» и др.
Дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах, исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут «сочинить» и свои. Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, и по своей инициативе могут организовать «оркестр».
Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполнении тех или иных действий, показывают, как надо сплясать, спеть.
Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметную среду, что является условием самостоятельной музыкальной деятельности детей. В каждой группе должен быть «Музыкальный уголок». Содержание уголка определяется реализуемой программой, возрастом детей, интересом детей. Если к его оформлению нет никаких требований, то к содержанию, качеству представленного материала предъявляется ряд требований: все инструменты должны быть безопасны, в рабочем состоянии, иметь привлекательный внешний вид.
Что должно или может быть в музыкальном уголке :
- дидактические игры;
- музыкальные игрушки;
- музыкальные инструменты;
- портреты композиторов;
- тематические альбомы;
- атрибуты для игр;
- самодельные звучащие игрушки и т. д.
Чтобы ребенок начал самостоятельно какую-либо игру, необходимо, чтобы у него возник некий интерес. Ребенок должен получить яркие впечатления (от просмотра мультфильма, передачи, от посещения театра, от экскурсии в школу искусств, посещения концерт и т. д.).
Музыкальные игры, используемые в повседневной практике:
• Художественно-интеллектуальные и развивающие.
• Творческие.
• Концерты-загадки.
• Игры-конкурсы.
• Музыкально-дидактические игры.
Все игры объединены музыкой. Музыка в них – главный герой. Важно использовать художественные музыкальные произведения, в которых ярко прослеживается интонационная и ритмическая выразительность, эмоциональность, динамичность развития музыкального образа, его привлекательность для ребенка.
Целесообразно включать музыкальные игры в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, занятия по ИЗО.
В свободное игровое время рекомендуются инсценировки знакомых игровых песен, игры-конкурсы («Угадай мелодию», «Угадай, на чем играю», а также мини-концерты («Веселый оркестр», «Вот как мы поем» и т. п.).
Такая игровая деятельность требует особой организации со стороны воспитателя: он должен быть инициатором и ведущим в игре, уметь принимать на себя любую роль, а также тактично корректировать ход игры. Кроме этого, педагог должен уметь организовать начало игры, использовать косвенные педагогического руководства ею, создавая игровые проблемные ситуации, активизируя участников, обращаясь к их опыту.
Длительность музыкально-игровой деятельности зависит от режимного момента. Если это занятие, то время должно быть не более 7 минут (в зависимости от программного содержания, в свободной же игровой деятельности – от 15 до 20 минут.
Наличие богатой по содержанию формам ее организации самостоятельной музыкально-игровой деятельности свидетельствует о достаточно высоком уровне развития детей, о наличии глубоких внутренних переживаний и способности актуализировать их в своем опыте.