Елена Захарова
Музыкальные игровые технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения как у воспитателя, так и музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкальных игровых технологий.
Музыкальные игровые технологии выступают как средство развития музыкальных способностей дошкольников. Я всегда использую их в своей практике.
Публикация «Музыкальные игровые технологии» размещена в разделах
Цель музыкальных игровых технологий :
• Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме — посредством музыкально — дидактических пособий и игр.
• Использование в играх всех видов музыкальной деятельности : пение, слушание, музицирование, движение под музыку и т. д.
• Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.
Задачи:
• Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
• Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
• Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
• Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
Какие были достигнуты результаты использования игровых технологий в работе :
• Дети легче усваивают и запоминают материал;
• Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
• В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
• Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
В подготовку к проведению игровой технологии входят :
• отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др. ;
• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
• определение наиболее удобного времени проведения игры;
• выбор места для игры;
• определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
• подготовка необходимого материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки и др.);
• подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
• подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение игровой технологии включает :
• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
• объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
• показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
• определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
• подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов необходимо подчеркнуть, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Я использую музыкальные игровые технологии :
• для развития слуха;
• на развитие чувства ритма;
• на развитие тембрового слуха;
• на развитие диатонического слуха;
• на развитие памяти и слуха;
• на развитие детского творчества.
Музыкальные игровые технологии я применяю :
• в процессе пения;
• в процессе слушания музыки;
• в процессе ритмических движений;
• в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
«Музыкальный магазин»
Педагог предлагает детям поиграть в «Музыкальный магазин». Дети должны узнать, какие инструменты есть в магазине. Детские музыкальные инструменты раскладывают за ширмой.
Ведущий — Продавец — исполняет простой ритмический рисунок на каком-либо инструменте или мелодию. Дети по звучанию должны узнать инструмент. За правильный ответ ребёнок получает карточку. У кого набирается больше карточек, тот становится продавцом музыкального магазина.
«ПУЗЫРЬ»
Дети вместе со взрослым организуют тесный кружок и делают вид, как будто дуют в трубочку (дуют они при этом в кулачки). На каждом выдохе дети отступают назад, словно пузырь увеличивается. Затем все берутся за руки и произносят следующие слова:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой! Оставайся такой и не лопайся!
Когда получился большой растянутый круг, дети начинают бежать по кругу, приговаривая:
Он летел, летел, летел и за веточку задел. Лопнул пузырь.
На этих словах дети разжимают руки, хлопают в ладоши, кричат громко «Хлоп» и сбегаются в одну кучку.
«Дорожка-цветоножка»
Педагог разъясняет детям правила игры.
"Ребята, если вы услышите грустную минорную музыку, тогда вы проходите по дорожке-цветоножке с темными следами, а если веселую мажорную музыку, то выбираете дорожку с яркими следами
Педагог предлагает ребенку музыкальный фрагмент, ребенок делает выбор по какой дорожке двигаться.
«Муравьи проснулись рано»
Дети сидят на корточках врассыпную, закрыв глаза, руки под щёчкой – «спят».
Муравьи проснулись рано (открывают глазки,
Потянулись (встают, тянутся вверх, встали прямо (опускают руки вниз).
Прыг да скок, прыг да скок – новый начался денёк (прыжки на двух ногах!
Улыбнулись всем друзьям (поворачиваются вправо-влево, улыбаются)
Побежали по делам (под музыку бегают врассыпную).
С окончанием музыки дети опять садятся на корточки и закрывают глазки.
Игра повторяется 2 раза.