Лучший педагог года

Музыкально-ритмические нейроигры: инновационные методы и приемы

Елена Машарова
Музыкально-ритмические нейроигры: инновационные методы и приемы
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время все чаще встречаются дети с различными нарушениями: с речью, координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. На музыкальных занятиях не все дети могут слышать ритм, сильную долю, мелодию, трудно делать разные музыкально-ритмические движения. Поэтому у педагогов возникла необходимость включать в свою работу эффективные приемы и методы, которые помогут ребенку контролировать свою двигательную активность и развивать внимание.

В своей работе мы используем один из самых эффективных и интересных инструментов - это нейроигра.

Что это такое?

Публикация «Музыкально-ритмические нейроигры: инновационные методы и приемы» размещена в разделах

Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:

- ребёнок учится чувствовать пространство, свое тело;

- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);

- формируется правильное взаимодействие ног и рук;

- ребёнок учится последовательно выполнять действия;

- развивается слуховое и зрительное внимание.

Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка.

Преимущества использования нейроигр :

- игровая форма обучения;

- эмоциональная привлекательность;

- многофункциональность;

- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Нейроигры очень полезны как для детей, так и для взрослых. А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается способом эффективной коррекционной помощи.

Для успешного развития и обучения ребенка одним из основных условий является полноценное развитие межполушарного взаимодействия.

Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое полушарие понимает в музыке структуру музыкального языка, отслеживает каждый звук в отдельности, «видит» каждую нотку. Также, левое полушарие «умеет играть» каждым пальчиком отдельно, запоминает место каждого пальчика на инструменте в огромной музыкальной пьесе, оперирует речью, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу.

Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, креативности, восприятие информации на слух, отзывается на интонацию, ритм, динамические оттенки обогащается и питается музыкой, запоминает все музыкальное произведение целиком.

Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. При проведении занятий делается акцент на следующее: речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. Нейроупражнения проводятся в режимных моментах, на занятиях, в продуктивных видах деятельности в виде музыкальных пауз. Такие упражнения помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности.

Понятно, что совместная работа специалистов ДОУ: учителя-логопеда, воспитателя организуется посредством тесного взаимодействия с музыкальным руководителем, что предполагает успешное формирование готовности детей к школьному обучению, а также адаптация и социализация в обществе возможны только при взаимодействии всех педагогов дошкольной образовательной организации в комплексе.

Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и побудить его фантазию. Это способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает эмоциональное состояние детей, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Итак, ритм – обязательная составляющая музыки.

Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое ритм?

Ритм – это равномерное чередование каких-либо (звуковых, двигательных и т. п.) элементов, присущее действию, течению, развитию чего-либо.

Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др. Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи:

слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта, интонационной выразительности речи.

Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений у детей, т. к. у дошкольников часто наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Игровые упражнения на развитие чувства ритма, необходимо включать уже с младшей группы и даже ранее.

Совместно с воспитателями коррекционных групп и логопедом нами были разработаны нейроигры и упражнения для развития чувства ритма. Представленные ниже игры и упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие.

Использовать данные игры можно как в свободной деятельности детей, так и непосредственно на занятиях индивидуальных, подгрупповых, фронтальных, как организационный момент или физкультминутку.

Нейроигры рекомендуется проводить под музыку.

Что же входит в такое емкое понятие, как нейроигра?

Расскажу о некоторых видах нейроигр.

Это:

- Тренажер «Мемори»;

- Ритмодекламация;

- Ритмические игры на стакане;

- Ритмические игры с мячиками;

- Классики.

Тренажер "Мемори" прекрасно тренирует визуальную память детей, развивает их внимательность, образное и логическое мышление.

Для организации тренажера можно использовать цветные салфетки из рогожки, диски, цветные платочки, листы цветной бумаги, кубики, мелкие игрушки и т. д.

Все игры с ритмом обязательно с музыкальным сопровождением (ритмичная музыка русских народных произведений в современной обработке («Два веселых гуся», «Ах вы, сени», «Калинка», детские песни, китайская детская песенка «Кукушечка» и другие ритмичные произведения).

«Мемори тренажер»

Задачи:

-Развитие зрительной памяти.

-Развитие цветового восприятия, изучение названия цвета.

-Развитие концентрации внимания, усидчивости.

-Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей.

-Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

Музыкально-педагогическая технология Т. Боровик

Ритмодекламация.

Актуальность:

Использование данной технологии направлено на развитие:

координационной свободы движения;

слухового восприятия музыки;

чувства ритма;

развитию общей и мелкой моторики, внимания;

ансамблевой слаженности;

способности к двигательной импровизации.

Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии. Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.

Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью».

Ритмодекламация –помогает детям учиться импровизировать. А вот инструментальное сопровождение речевых упражнений, даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

Ритмодекламация позволяет сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.

Их я использую в своей работе в виде разминки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания.

Каждый из нас занимаясь с детьми ставит перед собой цель, как разнообразить занятия, досуги, сделать их более интересными, увлекательными, найти какую –то «изюминку». Например, это игры со стаканами. Они могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка, очень нравятся детям, которые быстро и легко обучаются игре на стакане.

Игра на стакане универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также в заключительной части на музыкальных занятиях и досугах и даже на прогулке с использованием стола. На своих занятиях я использую игры на стаканах, как игровой прием и как форму обучения детей (ориентирование в пространстве).

Анализ игр приводит к заключению, что их следует рассматривать как упражнения, направленные на приобретение мастерства.

В современном детском саду существует множество игр. Для организации игры со стаканами не надо создавать специальную развивающую среду, достаточно только приобрести стаканчики, можно обновлять на них наклеечки по тематике занятий или досугов, которые могут сделать дети своими руками. Фантазии для творчества очень много.

Когда дети усвоят этот навык можно увеличить темп передачи стаканчиков.

Теперь можно подключить музыкальное сопровождение. Сначала в медленном темпе, затем можно постепенно увеличивать темп и менять музыкальную композицию.

Ритмические упражнения с мячиками :

1. перекладывание из правой руки в левую и наоборот

2. передача соседу и наоборот.

3. по кругу

4. перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая)

5. вариации.

Еще одна замечательная форма работы над ритмом - это классики.

Классики – детская подвижная игра, пик популярности которой, приходился на советское детство нынешних родителей, бабушек и дедушек. У современных детей другие приоритеты – они заняты телевизором, компьютером и прочими благами техники и сегодня почти позабыты веселые и подвижные игры для девочек – классики, резиночки, скакалки.

Это довольно печальная тенденция, ведь никакие электронные развлечения не способны заменить активных игр на свежем воздухе, которые непосредственно полезны для детского здоровья, а также помогают развивать коммуникативные навыки. Надо возвращать замечательные игры нашего детства из небытия.

«Классики» - не просто занимательная игра. Это еще и превосходный способ развития глазомера и чувства равновесия, тренировка хорошей координации движений и прекрасная нагрузка на ноги. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами. И здесь у ребенка нет протеста, т. к. правила диктуются не взрослым, а самой игрой. Именно умение управлять своим поведением в соответствии с правилами, умение не только побеждать, но и проигрывать является очень важным для подготовки ребенка к школьному обучению.

На первом этапе мы знакомим детей с перемещением на игровом поле.

После того, как дети усвоили движение, предлагаем разные варианты.

Есть несколько игровых полей.

1 – это поле 6*4 игровых клеток;

2 – это одна игровая дорожка;

3 – дорожка «Ножки-ладошки».

Также в нашем музыкальном зале с помощью цветного скотча мы сделали игровые поля, что позволяет нашим детям и в непогоду и в зимнее время года играть в эту увлекательную и очень полюбившуюся им игру.

Для игры в классики подбирается музыкальный материал с ритмичной музыки. Это могут быть и песни зарубежных исполнителей, и полюбившиеся детям современные песни, и детские песни. Главное, чтобы музыка была ритмичной.

Посмотрите видеофрагменты игры в классики

Совместно с педагогами и логопедом, нами разработаны карты-схемы для игр в классики. Также нами составлена картотека игр с ритмическими палочками, с мячиками, со стаканчиками.

Сегодня мы рассмотрели лишь несколько видов работы над ритмом с помощью нейроигры.

Я надеюсь, что кому - то этот материал окажется полезным и поможет в работе.

В заключении хочу сказать, что с использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:

Ребенок учится чувствовать свое тело.

Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)

Формируется правильное взаимодействие ног и рук.

Развивается слуховое и зрительное внимание.

Ребенок учится последовательно выполнять действия.

Ученый, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов сказал так:

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Публикации по теме:

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-ритмические нейроигры: инновационные методы и приемы
Опубликовано: 14 мая 2023 в 20:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-ритмические нейроигры: инновационные методы и приемы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Машарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД