Надежда Краснослободцева
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать
«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников»
Музыкальный руководитель : Краснослободцева Н. В.
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»
А. И. Буренина
Публикация «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
На современном этапе педагогической теории и практики уделяется особое внимание развитию творческой личности. Творчество изначально заложено в каждом ребенке, но как важно своевременно создать необходимые условия для его проявления.
Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст. Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки.
Музыкально-ритмические движения (ритмика) – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально- ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Ведь именно творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности.
В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения», «музыкально-ритмическая деятельность». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение – средством ее усвоения.
Виды музыкально-ритмической деятельности тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения. К наиболее распространенным видам музыкально — ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.
Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. А. С. Макаренко говорил:
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, например, в играх «Поездка за город» (музыка В. Герчик, «Звероловы и звери» (музыка Е. Тиличеевой). Сюжетными бывают и хороводные игры с пением, например, такие, как «Ворон» (русская народная мелодия, «Как на тоненький ледок» (народная песня в обработке М. Иорданского).
Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения. Примерами могут служить игры «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, «Ищи», музыка Т. Ломовой, «Музыкальные моменты, музыка Ф. Гершовой.
Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.
Упражнения – многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения. Назначение упражнений различно:
• упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);
• подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.);
• образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;
• упражнения как определенные законченные композиции; обычно они создаются авторами.
Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя : музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец. Эта деятельность возникает и опирается на привычную и увлекательную для детей игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение ребёнка.
Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно – свобода творчества.
В процесс музыкально-ритмического творчества входит сочинение и исполнение детьми собственных музыкальных движений, упражнений, этюдов, танцевальных сценок, спектаклей, игр. Отличительной чертой музыкально-ритмического творчества является то, что в нём заключён синтез двух начал – исполнительного и продуктивного: дети придумывают собственные пляски, этюды, игры и одновременно их исполняют, продукт совпадает с процессом, исполнение и является продуктом творчества, что обусловливает эффективность формирования интереса как к предмету, так и к процессу деятельности.
Вывод: при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.