Гумжачева Елизавета
Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития коммуникативных умений младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Студентка: Гумжачева Елизавета Псабидовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет»
Факультет искусств и дизайна
Руководитель: Хазеева Ирина Наильевна
Доцент кафедры музыкального образования
Публикация «Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития коммуникативных умений младших школьников» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, ее успешной социализации в обществе. Понятие социализации находится в тесной взаимосвязи с понятием коммуникации, которая является ее неотъемлемой составляющей. Согласно концепции деятельности, выдвинутой А. А. Леонтьевым – «коммуникация» или «общение» есть «коммуникативная
деятельность», в ходе которой формируются и совершенствуются коммуникативные умения.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в психолого-педагогическом аспекте рассматриваются в трудах Л С Выготского, И. А Зимней, ,А А Леонтьева, А Н Леонтьева, В Н Мясищева и др. Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования
Исследованию проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников посвящены работы отечественных ученых Б. Г Ананьева, Н В Кузьминой, В С Мухиной, В. Н. Мясищева, Р С. Немова и др Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных умений ребенка, рассматривается структура коммуникативных умений, критерии их сформированности.
Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий А Г. Антоновой, И Говоровой, Ю В Касаткиной, А. И Шемшуриной, А. А. Шустовой и др. В качестве основных средств формирования коммуникативных умений младших школьников авторы используют коммуникативные игры, этические беседы, игровые задания.
Многие нормативно-правовые документы, определяющие образовательную деятельность, затрагивают проблему формирования коммуникативных умений обучающихся. Так, в Федеральном Государственном образовательном стандарте начального общего образования развитие коммуникативных умений связано с развитием навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умением договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Уникальным источником развития коммуникативной сферы личности является музыкальное искусство. Так, по мнению Н. А. Ветлугиной музыка как вид искусства, «способна объединить людей в едином переживании и стать средством общения между ними» Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : «Просвещение», 1981 – 240 c.
Коммуникация детей со сверстниками происходит в различных видах музыкальной деятельности. Однако только в музыкально-ритмической деятельности реализуется необходимая для ребенка потребность в двигательной активности. Это особенно важно для детей младшего школьного возраста, так как именно на этот возраст, по мнению большинства физиологов, приходится пик двигательной активности ребенка.
Система музыкально-ритмического воспитания, основанная на принципе единства музыки, слова и движения позволяет осуществить полноценное развитие всех сторон личности ребенка: интеллектуальной духовной и физической, предоставляет широкие возможности для развития как вербальной, так и невербальной коммуникации.
Израильские ученые на основании исследований о влиянии музыкальной деятельности на развитие коммуникации подчеркивают, что музыкально-ритмическая и коммуникативная деятельность состоят из одних и тех же элементов, ключевым элементом которых является умение «слушать». В музыкальной деятельности данная категория реализуется тогда, когда ребенок внимательно слушая музыку, может определить ее характер, средства выразительности и выражать их в движении, танцах, пантомиме. В коммуникативной деятельности данная категория реализуется при слушании другого человека, опираясь на следующие принципы: внимательности, интереса, контакта глаз, сопереживания, соответствующего отклика, рефлексии.
Диалог в музыкальной деятельности, по мнению Л. Л Алексеевой, проявляется как взаимодействие партнеров во время игры на музыкальных инструментах, пении или танцах (игра «Вопрос - ответ», «Дополнить музыкальную фразу партнера»). В общении данная категория проявляется, как умение, выслушивая точку зрения другого человека и выражать к ней отношение.
Сотрудничество проявляет себя в музыкально-ритмической деятельности совместно с другими детьми (танцах, инсценировках, игре на музыкальных инструментах, в обычном общении сотрудничество часто обнаруживает себя в совместной игровой деятельности, рисовании и т. д.
Алексеева Л. Л. Современное содержание образования предметной области. «Искусство» в начальной школе (на примере предмета «Музыка») // Гуманитарное образование. Международный альманах. Том 2. № 4. С. 501-508
Различные направления, методы и способы реализации музыкально-ритмической деятельности учащихся младшего школьного возраста с использованием элементов вербального и невербального общения отражаются во всех действующих программах по музыке в школе (Алиев, Абдуллин, Школяр, а также в исследованиях А. И. Бурениной, В. А. Жилина, К. Орф, Е. И. Попляновой, Т. Э. Тютюнниковой и др. Авторы отмечают, что в процессе музыкально-ритмической деятельности у детей развиваются определенные коммуникативные умения, необходимые для общения друг с другом, взрослым, учителем. Очевидно, поэтому в методике музыкально-ритмического воспитания детей появился термин «коммуникативный танец», который, по мнению В. А. Жилина, является художественной деятельностью, включающей комплекс определенных танцевальных упражнений, направленных на установление общения между детьми.
Анализ литературы позволяет констатировать, что реализация музыкально-ритмической деятельности имеет большой потенциал в развитии коммуникативных умений младших школьников, так как способствует их позитивному самоощущению, развитию эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, умению выстраивать конструктивное диалогическое общение, стимулирует развитие сотрудничества в детском коллективе.
Однако в практической деятельности учителей музыки используется не в полной мере. Обусловлено такое положение, на наш взгляд, прежде всего, нехваткой времени на уроке музыки, необходимостью большой предварительной работы по разработке инсценировок, драматизации, пространственной ограниченностью и т. д. Большие возможности использования этого вида деятельности представляются во внеурочной деятельности.
Таким образом, поиск эффективных путей решения проблемы развития коммуникативной умений детей младшего школьного возраста обусловил что современные педагогические технологии в музыкальной деятельности, а также сотрудничество родителей, учителей способствуют коммуникативному развитию младших школьников.