Елена Грибанова
Музыкальная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФОП
Одной из важных современных проблем в ДОУ является духовно-нравственное воспитание детей. На протяжении десятков лет происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие дошкольника. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Кроме этого, размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации (в первую очередь на телевидении, в том числе и в любимых детьми мультфильмах, в интернете и в «детских» компьютерных играх, разрушение семейного уклада, отрицательно воздействуют на детские души. И не случайно в последние годы государство вновь возвращается к вопросам воспитания, в т. ч. и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Публикация «Музыкальная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФОП» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
С 1 сентября 2015 года в целях обеспечения социокультурного развития, в дошкольные образовательные организации Белгородской области внедрён интегрированный курс «Белгородоведение». Целью данного курса является: становление ребенка как личности, посредством приобщения к культуре и истории родного Белогорья.
Учитывая современные требования Федерального государственного образовательного стандарта, «Белгородоведение» направлено на реализацию таки задач как, формирование у дошкольников целостной картины мира на основе краеведения; приобщение к традициям Белгородского края, к традициям России, к традициям семьи; формирование нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Белгородскую область и Россию; приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно с взрослыми; воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России.
Музыкальная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Какова же роль музыки в системе духовно-нравственного воспитания в наши дни?
Исследователь В. А. Сухомлинский сказал: «Музыка, как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет человека».
Советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик Д. С. Лихачёв писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…».
Объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, литературный и исторический материал в единое целое можно достигнуть наилучших результатов по воспитанию духовно-нравственных качеств у дошкольников.
Направления духовно – нравственного воспитания дошкольников средствами музыки:
Слушание и разучивание Гимна РФ автора с детьми давала возможность почувствовать дошкольникам уважение к своей стране и самому себе, а уважать себя может тот человек, который уважает других, уважает другие страны. Сопровождение прослушивания гимна рассказом об истории его возникновения, об использовании гимна в важнейшие для нашей страны дни и события раскрыл детям чувство, что они могут исполнять гимн всегда, когда почувствуют к тому потребность, когда захотят подчеркнуть, что они граждане своей Родины.
Одно из направлений в духовно-нравственном воспитании дошкольников через использование музыки являются используемые нами в работе с дошкольниками произведения русского музыкального и устного народного творчества, где сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, правде и т. д.
Более понятны и доступны русские народные песни становятся при игре на детских музыкальных инструментах и инсценировке. Русская народная музыка используется для разучивания музыкально-ритмических упражнений, танцев, хороводов. В музыкальной деятельности и развлечениях используется устный фольклор (поговорки, потешки, пословицы, сказки). Используя в своей работе народную, классическую музыку, детский фольклор, мы осваиваем бесценный культурный опыт многих поколений. Поэтому приобщая детей к истории русского народа, мы воспитываем не только патриотические качества, но и духовно – нравственную сторону личности дошкольника.
Следующее средство, используемое в музыкальной деятельности для развития духовно – нравственного воспитания, является использование в работе наследия мировой музыкальной культуры. Чем раньше дошкольник получит возможность познакомиться с классической музыкой, тем более успешным станет его общее развитие. Дети, слушая музыку, имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Классическая же музыка, передаёт всю гамму чувств, расширяет эти представления. Благодаря, классической музыке у дошкольников воспитывается эмоциональная отзывчивость, личностные качества: доброта, умение сочувствовать и сопереживать другому человеку.
Следующее направление в духовно-нравственном воспитании чувств у дошкольников через использование музыки является образ мамы, семьи, окружающих его близких людей. Для ребёнка образ Родины – образ мамы. Формирование у ребёнка сознания и отношения к окружающему полностью зависит от того что видит и слышит ребёнок Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание уважение, любовь к родным людям.
Воспитание любви к родной природе – ещё одно из слагаемых духовно-нравственного воспитания. Знакомя с природой края, решаются не только природоохранные задачи, но и воспитывается любовь к каждому объекту в природе.
Предпраздничные дни, обстановка и подготовка к предстоящему торжеству в семье, детском саду, нашей стране вызывают у детей радостное ожидание этого события. Дети с особым праздничным подъёмом, по-иному, чем на музыкально-художественной деятельности исполняют песни, танцы, стихотворения и поэтому в праздничных мероприятиях осуществляется эстетическое, патриотическое, и самое главное духовно-нравственное воспитание.
Праздники в детском саду – важная составная часть образовательного процесса, которая активно воздействует на формирование личности и позволяет дошкольнику проявлять свои навыки, умения, творческую инициативу. Являясь источником радостных впечатлений, мероприятия в детском саду имеют большое эмоциональное воздействие на внутренний мир ребёнка, на развитие духовно-нравственных чувств.
В основе каждого утренника лежит главная идея, которая понятна детям, а значит, преподнесена им в простой, доступной форме. Этому способствует объединение на праздниках различных видов искусства, формирующих у дошкольников эстетические, патриотические и духовно - нравственные чувства.
Успешное полноценное воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников – задача всех участников образовательного процесса. В работе по развитию духовно-нравственного воспитания у дошкольников через приёмы музыки велась тесная связь с воспитателями, которые использовали в режимных моментах народные игры, русскую народную и классическую музыку, песни и стихи о Родине, природе, которые были подобраны нами ранее. В свободной деятельности дошкольники играли в сюжетно-ролевые игры на различную тематику, которая сопровождалась музыкальным сопровождением. Воспитатели детского сада создаются музыкальные уголки, где подобраны народные инструменты: деревянные ложки, трещотки, свистульки и т. д., из подручных материалов сделанные балалайки, гусли, показаны приёмы игры на них, а также история их возникновения.
В тесной связи с инструктором по физической культуре проводились музыкально-спортивные развлечения, где дети знакомятся с русскими народными, хороводными играми.
Таким образом, благодаря средствам эстетического воспитания: слушанию музыки, пению, танцу, театрализованной деятельности, мы формируем в детях уважение к культурному прошлому и настоящему России, воспитываем в них любовь и бережное отношение к родному краю, к Родине. Это значит что, используя музыку, мы формируем в дошкольниках такие черты характера, которые помогут им в дальнейшем стать патриотами и достойными гражданами своей страны.