Марина Видова
Арт-проект «Музыка и звуки природы лесов средней полосы России»
Музыка и звуки природы лесов средней полосы России
(Ознакомительно – ориентировочный (информационный) проект
Выполнил: музыкальный руководитель
Высшей квалификационной категории
Видова Марина Ивановна
г. Ярославль 2024
Вид проекта
Ознакомительно- ориентировочный (информационный)
Участники собирают информацию о каком – то объекте, явлении: предполагает ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов
Тип проекта
Образовательный и наставнический в области культуры, искусства и креативных индустрий (включая цифровые технологии)
Участники проекта
Воспитанники младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель
Целевые группы
• Семьи с детьми:
Родители, которые хотят провести время с детьми и познакомить их с искусством в интерактивной форме
• Бабушки и дедушки, ищущие новые подходы для обучения внуков искусству
• Люди с ограниченными возможностями: проект может быть адаптирован для людей с нарушением зрения и слуха, предоставляя новые способы взаимодействия с искусством
• Специалисты в области культуры и образования: кураторы библиотек, музеев, ищущие новые способы взаимодействия с посетителями
• Педагоги, музыкальные руководители и методисты, работающие в области художественного образования.
Сроки реализации
Долгосрочный проект (октябрь – апрель)
Тема проекта
Арт – проект «Музыка и звуки природы лесов средней полосы России»
Проблема
Воспитание бережного и внимательного отношения к окружающему миру в нынешнее время как никогда актуально.
Экологическая обстановка 21 века требует формирования у детей дошкольного возраста знаний о природе, о ее процессах и закономерностях.
Знакомство с различными звуками природы и изображением природы в музыке расскажет детям много нового и даст толчок познавательной активности в направлении охраны окружающего мира.
В рамках проекта участники узнают много нового звукового и музыкального материала, что обогатит их багаж знаний и будет способствовать развитию
интеллектуального и чувственного познания.
Цель проекта
Формирование бережного и внимательного отношения к природе при помощи музыки и звуков окружающего мира.
Задачи в сфере работы с детьми
Образовательные
-используя музыкальные произведения, систематизировать знания детей о временах года;
- дать представление о П. И. Чайковском, как о композиторе, воспевающем красоту русской природы;
- использовать здоровьесберегающие технологии (самомассаж, пальчиковые игры, физкультурные минутки);
- формировать у детей более полное представление о животном мире с помощью цикла фортепианных пьес К. Сен-Санса «Карнавал животных»;
- через игры-драматизации учить детей имитировать животных и птиц, подмечая наиболее характерные особенности;
- учить передавать содержание музыкальных произведений, свои чувства и настроения в движениях и рисунках.
Развивающие
• Развивать память, внимание, мышление
Воспитательные
• Создание условий для бережного отношения к природе.
• Воспитывать в детях культуру слушания и внимательное отношение к образовательному музыкальному процессу.
Задачи в сфере работы с родителями
• Ориентация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в семье.
• Заинтересованность и взаимодействие родителей и детей, в процессе музыкально - эстетического воспитания.
• Заинтересовать родителей музыкой природы.
• Расширять музыкальный кругозор семей.
Задачи в сфере работы для педагогов
• Оформление раздела на электронной странице «Копилка полезных советов и идей»
• Оформить фотовыставку «Рисование звуков леса средней полосы России»
• Просмотр мультипликационных фильмов по музыкальным пьесам, с использованием ИКТ.
Продукт проекта
Коллаж про прослушанным произведениям
Практическая значимость проекта
Создание видеофильма, как средства работы с детьми и родителями по повышению знаний по теме «Звуки природы лесов средней полосы России»
Особенности проекта
• Использование электронных средств работы с детьми и родителями
• Создание чата для родителей
• Создание электронной странички «Копилка полезных советов и идей» для родителей
• Разработка рекомендаций по прослушиванию музыкальных произведений по теме «Звуки природы средней полосы России»
Основные направления проекта:
- музыкальное занятие по творчеству П. И. Чайковского: «Весенняя фантазия в музыке»;
- музыкальное занятие по творчеству П. И. Чайковского и А. Вивальди
«Путешествие по временам года»
-интегрированное музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий «Эти забавные животные»;
- интегрированное музыкальное занятие «Прогулка по зимнему лесу»;
- выступление на педагогическом совете «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание»;
- консультация для родителей «Экологическое воспитание детей средствами музыки».
- музыкальное занятие со здоровьесберегающими технологиями «Краски леса».
-консультация для родителей «Музыка и экологическое воспитание»
Материально – технические ресурсы
Музыкальный зал 1
2 Компьютер 1
3 Проектор 1
4 Музыкальный центр «Mad Boy» 1
5 Дерево (макет) 3 -
6 Елка 4 -
7 Штора на центральную стену «Осень», «Зима», «Весна» 3
8 Пенек (березовый) 3
9 Листья осенние 50
10 Снежинки 50
11 Цветы (подснежники) 25
12 Стул 25
13 Стол (детский) 5
14 Ёжик (мягк. Игрушка) 1
15 Ширма средняя 1
16 Экраны с кармашками по временам года на ширму 3
17 Конверт 5
18 Султанчики (голубые) 50
19 Султанчики (серебряные) 50
20 Заяц (мягк. Игрушка) 1
21 Контейнер 20*30 5
22 Батут 100*100 2
23 Ткань (белая) на батут 6м*1м50см
24 Ткань (желтая) на батут 6м*1м50см
25 Ткань (зеленая) на батут 6м*1м50см
26 Чехол на дерево желтый 3
27 Чехол на дерево зеленый 4
28 Чехол на дерево зеленый с яблоками 1
29 Грибы (резиновые игрушки) 25
30 Корзинка 5
31 Санки (игрушечные) 1
32 Ватман (60*80) 6
33 Доска магнитная 2
34 Погремушка 25
35 Белка (мягк. Игрушка) 1
36 Шишка 25
37 Шапочки (заяц, Снегурочка, белка, лисичка, медведь) 1 Комплект
38 Колокольчик 25
39 Диатонический колокольчик 16
40 Треугольник 5
41 Краски акварельные 5
42 Цветная бумага 5
43 Клей - карандаш 10
44 Цветные карандаши 10 (наборов)
45 Кисть для акварели 15
46 CD диски для записи музыки 20
47 Флэш - накопитель 128 гб 2
48 Программа ActivInspire для создания видео игр 1
49 Бубенцы 25 -
50 Картины природы в формате jpeg 3 набора -
51 Ленты на кольцах 50
52 Интерактивная доска Smart Вoard с программой SMART Notebook 1
53 Коврики – пазлы (зеленые, желтые, голубые, белые) 30*30 – 9 элементов по 5 наборов каждого цвета
54 Мяч массажный с шипами d15 см
55 Ручной барабан Lollipop 10 дюймов
Итоги проекта
У родителей и детей сформировано понимание особенностей проектной деятельности
Дети, родители и педагоги умеют делать творческие пособия необходимые для изучения звуков природы леса
Созданы благоприятные условия для взаимодействия детей и родителей в процессе проектной деятельности по созданию «Музыки и звуков природы леса»
Презентация результатов
Презентация результатов – представление годового продукта.
Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации, выступления
Основная часть
Предварительный (подготовительный) этап
Мониторинг знаний детей и родителей
Анкетирование родителей
Изучение литературы
Подготовка материала
Основной этап
Октябрь
1 Знакомство детей с музыкой природы на музыкальном занятии
2 Знакомство родителей с музыкой природы на родительском собрании
3 Беседа о характере музыкальных пьес.
4 Слушание пьес:
«Ёжик» авт. Арсеневская
«Игра с зайкой» авт. М. Картушина
«Дождинки»
5 Просмотр видеофильма «Осенние дорожки»
6 Показ иллюстраций.
7 Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием ИКТ.
8 Музыкально-двигательные этюды по прослушанным пьесам.
9 Свободное рисование по прослушанным произведениям.
10 Развлечение «Осенний калейдоскоп»
Декабрь:
1 Слушание:
«Снежинка» авт. Арсеневская
«Саночки» муз. Т. Суворова
«Тихо и громко». Муз. Раухвергер
2 Беседа о музыке природы зимой, о музыкальных инструментах. (Музыка зимней природы: лютая стужа, завывает вьюга, метель)
3 Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.
4 Разучивание с детьми и родителями элементов пляски, передача музыкального образа пьесы «Зимняя пляска» в движении.
5 Развлечение «Зимняя сказка»
6 Показ театральной композиции родителями детям
7 Экскурсия в зимний лес - знакомство детей и родителей с природой в лесу (пение зимующих птиц в лесу)
8 Коллаж по прослушанным произведениям.
Апрель
1 Слушание:
«Песня жаворонка»
2 Беседы о характере музыкальных пьес:
Весенние птицы во дворе (щебетание и пение городских птиц, весенние настроение)
Весна в городе - тает снег (таяние снега, плеск воды, журчание ручья)
Весенний ручей (звуки журчания ручья, разговоры и перекличка птиц в лесу)
Утреннее пение птиц (звуки весеннего леса, радостное пение лесных птиц)
3 Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием ИКТ.
4 Свободное рисование по теме «Весна».
5 Проведение итогового мероприятия с детьми и родителями «Музыкальная гостиная».
6 Оформление материалов проекта
Заключительный этап
• Подведение итогов работы по проекту
• Провести рефлексию, мониторинг
• Итоговые мероприятия: занятия, развлечения.
• Представление проекта:
• Выставка
• Экскурсия по выставке
• Мастер – класс
• Пополнение материалов в папке «Наши рисунки»
• Художественный стенд «Рисунки природы»
• Конспект «Музыка и звуки природы лесов средней полосы России для детей младшего дошкольного возраста»
Заключение
Все писатели, композиторы, художники, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой — это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне.
Любить природу — значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться. Человек – это единое целое с природой. Он не сможет без неё существовать. Главная задача человека – сохранить и приумножить её богатства. А на данный момент природа очень нуждается в заботе, поэтому проблемы экологии очень важны в наше время. Они относятся к каждому из нас. Олицетворяя природу, музыка способна заставить человека задуматься об её судьбе. Слушая такую музыку, мы задумываемся о природе и об её экологии.
Композиторы и музыканты - исполнители в своих произведениях не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.
Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В наше время вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро.
В своей работе я доказала, что проблемы экологии волнуют современного человека. Также было доказано, что звуки природы благотворно влияют на человека. Музыка может помочь нам лучше воспринимать глобальные изменения в природе.
Таким образом, раскрытая мною тема очень актуальна в наше время.
Библиография
http://www.eco.nw.ru/lib/data/04/9/010904.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0
http://narodznaet.ru/articles/chto-takoe-muzika.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
http://autist.narod.ru/musikter.htm
Список литературы
• Л. Гераскина «Ожидание чуда» ч. 2, М., 2007.1982.
• Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» (ясельная группа – программа «Ладушки», «Композитор» - С. - Петербург, 2007.
• Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» (вторая младшая группа – программа «Ладушки»,
«Композитор» - С. - Петербург, 2007.
• Е. Минина «Музыкальное развитие детей 4 – 7 лет в детском саду»,
Ярославль, 2008.
• О. П. Радынова «Методические рекомендации» к программе
«Музыкальные шедевры»
• Методические пособия по темам: «Природа и музыка», «Музыка о животных и птицах» М., 2010.
Приложение:
1. Конспекты интегрированных занятий.
2. Планы проведения поэтических экскурсий
3. Сценарий итогового мероприятия
4. Фотоальбом
5. Консультации для родителей
6. Рекомендации для родителей: стихотворения для разучивания с детьми, музыкальные произведения для слушания, список наиболее значимых для интеллектуального развития детей картин русских художников.
7. Список используемой литературы.
8. Отчет о проведении проекта в виде презентации.