Елена Бочкарева
Консультация для педагогов «Музыка в режимных моментах в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время использование возможностей музыки поставлено на научную основу. Множество серьезных ученых исследуют резервы музыкального воздействия на самые разные области человеческой жизни. Конечно, обычные люди не ждут подсказок ученых, а просто делают любимую музыку частью своей жизнь. Для начала давайте поговорим о том, как музыка влияет на человека в плане работы и творчества. Помогает ли музыка человеку сконцентрироваться? И да, и нет! Чтобы человеку на чем-то сконцентрироваться – слушать музыку необязательно, ведь для лучшей концентрации хорошо подходит полная тишина и это касается большинства из нас. Однако некоторым людям в процессе работы, для обдумывания и принятия важных решений необходим какой-нибудь фон. Им звуки музыки помогают не только сосредоточиться, но и повысить умственную работоспособность. И наоборот, воздействие музыки на человека, настраивающегося на работу, а не слушающего ее непосредственно во время работы, в большинстве случаев положительное. И лишь немногие, не придают ни какого значения музыке, как чему-то вдохновляющему. В 2005 году, ученые из Великобритании выяснили, что спортсменам во время тренировок прослушивание музыки помогает увеличить результативность на двадцать процентов. Получается что влияние музыки на психику человека подобно допингу, применяемому некоторыми спортсменами. Вот только в отличие от запрещенных веществ музыка не нанесет вред здоровью и не проявится в антидопинговых тестах. Спортсменам для улучшения результатов можно посоветовать, во время интенсивных тренировок слушать музыку с быстрым темпом, а во время перерывов медленную музыку.
Публикация «Консультация для педагогов „Музыка в режимных моментах в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. В наших силах помочь детям достичь состояние психологического комфорта в стенах детского сада.
Педагог – воспитатель оказывает помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара : разучивает слова песен, хороводов, показывает образцы точного выполнения движений танцев, принимает активное участие в подготовке и проведении праздников, музыкальных развлечений, кукольных спектаклей, готовит тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам, помогает в оформлении зала и изготовлении атрибутов для праздников. И также воспитатель может использовать музыку в режимных моментах.
Какие же задачи несет в себе использование разнообразной музыки в режимных моментах образовательного учреждения?
1) Музыка способствует созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей.
2) Музыка развивает воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности.
3) Использование музыкальных произведений, соответствующих возрасту детей создает новые условия образовательной среды, позволяющие использовать музыку в течение дня.
Нужно сказать, что, благодаря использованию музыки в режимных моментах, воспитатели ДОУ могут:
- повысить уровень компетентности в музыкальной деятельности;
- творчески использовать музыку в разных видах детской деятельности;
- внести инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса.
А для воспитанников использование разнообразного музыкального материала позволяет :
- проявить интерес к музыкальной культуре;
- активизировать эмоциональную отзывчивость в самостоятельной деятельности;
- способствовать проявлению творческого самовыражения.
В каких же режимных моментах может звучать музыка? Это и утренний прием, и утренняя гимнастика, вовлечение детей в образовательную деятельность, НОД, подготовка ко сну (засыпание, пробуждение (подъем, закрепление песени и хороводов, музицирование в свободной деятельности, а также релаксация.
И здесь огромную роль играет непосредственно подбор музыкальных произведений. В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь с музыкальным руководителем.
Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются. Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Поэтому нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
Музыка должна звучать фоном, степень звучания «не громко». Музыка не должна давить и вызывать дискомфорт. В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Музыку необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей. Количество музыки увеличивается постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. Классические произведения в оригинальном исполнении лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей.
Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса. Самое всестороннее влияние на человека оказывает классическая музыка. Она же считается самой полезной по своему воздействию на слушателей. Именно о влиянии классической музыки на человека говорится больше всего. Ученые приписывают классическим произведениям просто чудодейственный эффект. Больше всего разговоров ведется вокруг творений таких признанных гениев как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси и Шуман. А из всего многообразия классики на первое место ставится музыка Моцарта. Многочисленные исследования показали, что она активизирует практически все участки коры головного мозга, при этом повышает интеллектуальный уровень, способствуют быстрому усваиванию информации, влияет на умственную работоспособность, улучшает внимание, память и математические способности, обостряет слух и зрение. Существует даже специальный термин "эффект Моцарта", который обозначает благотворное воздействие музыки на умственные и физические способности человека.
Примерный перечень музыкальных произведений
Музыка для свободной деятельности детей:
И. Бах «Прелюдия» До мажор, «Шутка»
И. Брамс «Вальс»
А. Вивальди «Времена года»
Д. Кабалевский «Клоуны», «Петя и волк»
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»
М. Мусоргский «Картинки с выставки»
П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)
Ф. Шопен «Вальсы»
И. Штраус «Вальсы»
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) :
Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт".
И. Брамс. "Венгерский танец № 7".
А. Дворжак. "Славянский танец № 2".
Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".
В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".
Э. Григ. "Утро".
И. -С. Бах. "Шутка".
И. Штраус. "Весенние голоса".
Ф. Шопен. "Прелюдии".
Б. Монти. "Чардаш"
Успокаивающая (умиротворяющая) :
Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.
Т. Альбиони. Адажио для органа и струнных.
М. Глинка. "Жаворонок".
А. Лядов. "Музыкальная табакерка".
К. Сен-Санс. "Лебедь".
Ф. Шуберт. "Серенада".
П. Чайковский. "Вальс цветов"
Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".
И. Брамс. "Вальс № 3".
К. Дебюсси. "Облака".
А. П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.
К. -В. Глюк. «Мелодия» из оперы "Орфей и Эвридика".
В. -А. Моцарт. "Реквием".
Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".
Г. -Ф. Гендель. "Музыка на воде"
Музыка для пробуждения после дневного сна:
Л. Боккерини «Менуэт»
Э. Григ «Утро»
Лютневая музыка ХYII века
Ф. Мендельсон «Песня без слов»
В. Моцарт «Сонаты»
М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»
К. Сенс-Санс «Аквариум»
П. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», «Шестая симфония", 3-я часть.
Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонд".
Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".
М. И. Глинка. "Камаринская".
В. -А. Моцарт. "Турецкое рондо"
Релаксирующая (расслабляющая) :
К. Дебюсси. "Облака»
К. Дебюсси. «Лунный свет»
А. П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.
К. -В. Глюк. "Мелодия".
К. -В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"
В. -А. Моцарт. "Реквием".
К. Сен-Санс. "Карнавал животных. " «Лебедь»
Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада», «Аве Мария»
И. Брамс. "Вальс № 3".
Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".
Г. -Ф. Гендель. "Музыка на воде".
Т. Альбиони «Адажио»
Л. Бетховен «Лунная соната»
Э. Григ «Песня Сольвейг»
Н. Римский-Корсаков «Море»
П. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»
Активизирующая (возбуждающая) :
П. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.
Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд".
В. -А. Моцарт. "Турецкий марш".
Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".
М. Глинка. "Камаринская".
В. -А. Моцарт. "Турецкое рондо"
Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) :
И. – С. Бах. "Ария".
А. Вивальди. "Времена года".
С. Прокофьев. "Марш".
Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".
В. -А. Моцарт. "Гроза".
В. -А. Моцарт. Симфония № 40.
Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор
П. Чайковский. "Времена года"
Детские песни В. Шаинского, А. Рыбникова, Г. Гладкова, Е. Крылатова, Г. Струве, современных авторов
музыка из мультфильмов и детских фильмов
классическая музыка в обработке для малышей
колыбельные
звуки природы (ручей, море, птицы, дельфины)
Музыка очень плотно вошла в жизнь каждого человека. Во все прошедшие и будущие времена музыка была и будет тем, что нас сопровождает. И недооценивать ее важность в нашей жизни, по меньшей мере, глупо. Поэтому только нам решать, какая музыка будет формировать нас и наше будущее поколение как личностей. От нас зависит, какое влияние музыки мы выберем.