Алсу Аубакирова
Конспект музыкального занятия «Музыка рассказывает о чувствах и настроении»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Музыка рассказывает о чувствах и настроении»
Основные задачи занятия : Развивающие.
1. Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке,
проявление творческой активности). Побуждать детей к
различным проявлениям творчества в музыкально-ритмических
движениях, ритмопластике, певческих импровизациях и т. д.
2. Развивать музыкальное восприятие, образную речь
Публикация «Конспект музыкального занятия „Музыка рассказывает о чувствах и настроении“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
побуждая сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь
на различие интонаций, их смены.
Обучающие.
1. Развивать представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение - интонационная окраска).
Воспитательные.
1. Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной
отзывчивости.
2. Воспитывать доброту, умение сочувствовать.
Материал к занятию :
• аудиокассеты по программе «Музыкальные шедевры» О. П.
Радыновой;
• иллюстрации;
• детские музыкальные инструменты;
• цветы.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель. Давайте мы улыбнёмся друг другу. Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Давайте присядем и поговорим. Всем удобно? Сегодня я хочу рассказать вам сказку. А поможет мне музыка. Скажите, а музыка может рассказывать сказки? (ответы детей).
Да, музыка может рассказывать чудесные сказки. Нужно только прислушаться, и музыка, словно добрая фея, поведё'т нас в мир сказки. (Звучит «Утро» Э. Григ фрагмент.)
-Вы узнали эту пьесу?
- Да, это «Утро» норвежского композитора Э. Грига. Какую сказку нам
рассказывает утро?
- Добрую, светлую, нежную, торжественную, солнечную.
- Основную мелодию, перекликаясь, ведут два инструмента: флейта и
гобой. Оба эти инструмента напоминают пастушьи свирели - дудочки. С
разговора этих двух инструментов начинается «Утро». Сам композитор
образно говорил, что в этой музыке он хотел показать «солнце сквозь
облака». Какими разноцветными красками-звуками нарисовал Э. Григ эту
чудесную сказочную картину?
А какие бы краски использовали вы, если захотели нарисовать утро? (Светлые, нежные, яркие, сочные).
Посмотрите, пожалуйста, вот перед вами две иллюстрации. Таким увидел утро художник.
Как вы думаете, какая иллюстрация больше подойдет к музыке Э. Грига «Утро»? Почему?
Мы с вами поговорили о настроении, о характере музыки, о том, какими красками мы бы нарисовали утро. А теперь давайте вместе с музыкой попробуем рассказать сказку утра.
(Звучит пьеса «Утро» Э. Григ.)
И начался новый добрый день.
Встало солнце рано-рано, добрый день!
- Динь-дон-добрый день, приветствуют друг друга цветы.
- Ш-ш-ш-добрый день шумит листва.
У всех есть своя песенка-приветствие.
(Певческие импровизации детей)
- Вы пропели свои песенки ласково и напевно, подобрали очень
красивые и добрые слова.
Вновь звучит музыка, и наша сказка продолжается. Давайте закроем глаза и прислушаемся. Интересно, кто продолжит нашу сказку?
(«Пробуждение леса» фрагмент кассета «Из чего родилась музыка».)
- Что вы увидели? Что вы услышали?
- Мы увидели, как просыпается лес после долгого зимнего сна. Если
хотите, мы можем с вами превратиться в деревья, ветерок, цветы, птиц,
бабочек.
- Кто кем хочет быть?
(«Пробуждение леса. Весна» танцевальная импровизация.)
- Как хорошо в весеннем лесу. Идите ко мне, посмотрите какое чудо.
(Звучит пьеса «Подснежник» П. И. Чайковского. Чтение
стихотворения П. Соловьевой «Подснежник».) В лесу, где березки столпились гурьбой, Подснежника глянул глазок голубой. Сперва понемножку зеленую выставил ножку, Потом потянулся из всех своих маленьких сил И тихо спросил: «Я вижу погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда, что это весна?»
Вот он подснежник, маленькое зеленое чудо. Нежный, хрупкий, красивый и смелый.
А эту замечательную музыкальную пьесу «Подснежник» написал великий русский композитор П. И. Чайковский.
- Как звучит музыка? (Нежно, трепетно, легко, воздушно, иногда чуть
задумчиво, а иногда взволнованно.)
- А как вы думаете, если мы попробуем оркестровать эту пьесу, тембр
каких инструментов сможет подчеркнуть легкость, нежность, воздушность
музыки?
Посмотрите, здесь на столе лежат разные музыкальные инструменты. Давайте выберем те, тембр которых лучше всего подойдет к этой пьесе. А почему те или иные?
Трещотки, ксилофон - шумные, громкие, сухой, трескучий тембр. А колокольчики и треугольник подойдут лучше всех.
(Напоминаю о том, что нельзя играть на музыкальных инструментах, заглушая музыку, необходимо прислушиваться к звучанию инструментов.)
Оркеструем 1 часть - колокольчики 2 часть - треугольник
«Подснежник» П. И. Чайковский пластическая импровизация.
. - А теперь давайте уберем наши инструменты на стол и тихо сядем на ковер и предлагаю превратиться в подснежники.
(Звучит «Подснежник» ИИ. Чайковский 1 часть.)
Неожиданно звучит пьеса «Гном» М. Мусоргского (фрагмент).
- Что случилось? Почему наши цветочки спрятались? Их кто-то напугал.
Кто это появился в нашем сказочном лесу? Давайте мы присядем и
послушаем.
(Звучит пьеса «Гном» М. Мусоргского.)
- Какое это существо? (Злое, темное, коварное, страшное.)
- Кто же это?
Это старый гном.
- Что он делает? Он стоит на месте? Какое у гнома лицо?
- Гном будто крадется, затевая что-то недоброе, ковыляет, кривляется,
делает свои страшные ужимки.
- Как звучит музыка? (Ответы детей.)
- Да, музыка звучит то громко, то тихо, резко и таинственно.
- Да, это гном напугал наши цветы. Что бы нам предпринять, чтобы он
больше так не поступал?
Мы можем его.
- Да, пожалеть, объяснить и посоветовать, что так себя вести нельзя, что
плохо быть злым.
- А в какой песне звучат добрые советы? (В песне «Если добрый ты»,
«От улыбки».)
-Я думаю, что теперь гном исправится, не будет больше злым. И, конечно, волшебный лес обрадовался тому, что гном стал добрым, что он больше не будет никого обижать.
Над волшебным лугом вновь зазвучала музыка, и цветы закружились в своем сказочном танце.
(Звучит «Вальс» Гуно. Танцевальная импровизация с цветами.)
- Как мы чудесно провели время на волшебном лугу.
- Вот и подошла к концу наша сказка. Какой она получилась? (Веселой,
доброй, интересной.) Я очень рада, что вам было интересно, но нам пора
прощаться, до новых встреч.