Марина Быковченко
«Музыка и настроение». Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни
Музыка и настроение
Цель: Выражать в рисунке контрастные эмоциональные состояния.
Предварительная работа:
1. Знакомство с жанром портрета. Наличие опыта создания автопортрета.
2. Умение рисовать фигуру человека в движении. Понимание мимических особенностей при передаче различных человеческих настроений.
3. Умение работать в технике акварельного размыва, понимание выразительных особенностей цвета.
Занятие 1. Цветовые контрасты
Задачи:
Публикация «„Музыка и настроение“, Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
1. Развивать цвето – музыкальный слух в процессе цветового уподобления характеру звучания музыки.
2. Отражать в беспредметном рисунке контрастное эмоциональное состояние.
3. Знакомить с музыкальными произведениями, контрастными по характеру.
4. Обогащать эмоционально – образный словарь.
5. Ввести в активную лексику фамилии композиторов и названий пьес, с которыми познакомились на занятии.
Репертуар: «Шутка» И. С. Баха, «Слеза» М. Мусоргского.
Оборудование: листы акварельной бумаги формата А4; акварельные краски; широкие кисти; г\з.
Ход занятия:
Муз. руководитель: Ребята, сейчас мы послушаем фрагмент музыкального произведения.
Звучит: «Шутка» И. С. Баха.
Какой характер у этого произведения? (радостный, лёгкий, озорной, непоседливый, игривый, беззаботный.)
В каких случаях можно испытать чувства, о которых только что рассказала музыка Баха (когда на улице хорошая погода, когда праздник, когда гости пришли, когда папа со мной играет).
Подумайте, испытывали ли вы ранее чувства, о которых нам расскажет эта музыка?
Звучит фрагмент: «Слеза» М. Мусоргский.
(испытывали грусть, печаль, когда скучали по маме, когда болели, когда кто – либо обижал).
Люди по – разному выражают свои чувства. Одни, испытывая обиду или грусть, плачут. Другие уходят в сторонку и ни с кем не хотят общаться. Третьи жалуются на свои обиды и огорчения. Некоторые не показывают своё горе. И только по их глазам можно понять, что человек печалиться. Я заметила: когда вы слушали отрывок из пьесы «Слеза» Мусоргского, в ваших глазах тоже появилась печаль – значит вы уловили настроение музыки. А как вы думаете, можно ли передать музыкальное настроение с помощью цвета? (ответы) Какие краски вам кажутся весёлыми, радостными, а какие печальными, мрачными? ( ответы детей я не исправляю: ребёнок вправе высказать любую точку зрения). Каждый из нас может «видеть» настроение по-разному. Сейчас попробуем узнать, как вы услышали и «увидели» музыку Мусоргского. Попытаемся сопроводить её звучание акварельными рисунками.
Дети рисуют под музыку.
Музыка Мусоргского с вашими рисунками кажется мне ещё более печальной. Какое название вы могли бы дать этой пьесе? (ответы). Сам композитор назвал её «Слеза». Не хочется заканчивать занятие в таком унылом настроении. Лучше вспомним пьесу, которую слушали в начале занятия.
Звучит фрагмент «Шутки» И. С. Баха.
Какое название подошло бы для этой озорной мелодии? (ответы детей). Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах назвал своё произведение «Шутка». На втором листочке мы дадим возможность весёлым, радостным краскам немножечко поиграть, потанцевать, пошутить под «Шутку» Баха. Если на одном листке встречаются светлые, яркие, солнечные краски, -получается праздник. Музыка Баха поможет нам выбрать для этого праздника лёгкие, звонкие, озорные цвета.
Слушая музыку Баха, дети в технике акварельного размыва передают своё цветомузыкальное настроение.
А теперь давайте сравним две акварельные работы.
Рассматривание и сравнение детских работ.
Краски могут помочь человеку в передаче и радостного настроения, и грустного.
Игра: «Отгадай цветомузыкальное настроение автора, а также название пьесы».
Занятие 2. Как я радуюсь и грущу.
Задачи:
1. Передавать в графическом автопортрете контрастных эмоциональных состояний (радости и грусти).
2. Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение.
3. Формировать умение связывать музыкально-пластический образ с художественно-графическим изображением.
Репертуар: «Шутка» И. С. Баха, «Слеза» М. Мусоргского.
Оборудование: чёрные маркеры или фломастеры; акварельные работы выполненные на предыдущем занятии; портретные произведения живописи и графики с ярко выраженным эмоциональным состоянием (радости и грусти); маленькие зеркала; г\з.
Ход занятия.
Муз. руководитель: Ребята, на прошлом занятии мы слушали музыкальные произведения, которые вызывали у нас разные чувства. Мы даже изобразили эти чувства с помощью красок.
Показ акварельных работ в контрастных цветовых гаммах.
Давайте вспомним музыкальные произведения, навеявшие такие разные ассоциации: с одной стороны - яркие. Весёлые, солнечные, с другой – хмурые, тоскливые, мрачные. (ответы детей).
Сегодня мы снова будем слушать произведения» Шутка» Баха и «Слеза» Мусоргского. Попытаемся выразить своё настроение в автопортрете. Посмотрите в зеркало и попытайтесь определить, как изменяется ваше лицо, когда вы грустите. (уголки губ опускаются, брови над переносицей приподнимаются «домиком», лаза теряют блеск). А теперь улыбнитесь! Что изменилось в вашем лице? (Глаза засияли, уголки губ приподнялись, щёки стали кругленькими).
Передавать своё настроение мы можем не только мимикой, но и движениями тела. Попробуйте догадаться, радуется человечек, которого я сейчас нарисую, или грустит?
Рисую фигурку с опущенной головой, безучастно повисшими руками.
Как вы поняли, что у человечка плохое настроение? Ведь у него голова опущена, лица не видно? (плечи опущены, руки опущены, голова опущена вниз)
Как вы думаете, станет ли человек радоваться – прыгать, кружиться, играть,- когда ему грустно? Конечно нет. Музыка Мусоргского поможет нам найти те движения, которые расскажут о грусти.
Звучит «Слеза» Мусоргского. Исполняется импровизированный танец. Затем дети рисуют на затонированном листке, самих себя в момент грусти.
Прежде чем изобразить свою радость, потанцуем вместе под музыку Баха «Шутка», постараемся передать в движениях её лёгкий характер, озорной, игривый. Затем нарисуем автопортрет соответственно настроению пьесы Баха.
Дети выполняют задание; рисуют свой автопортрет в настроении звучащей пьесы.
Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданиями.