Елена Шишкова
«Музыка и цвет как средство коррекции застенчивости». Открытое занятие психолога с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время всё большую популярность приобретает интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких методов признана музыкальная и цветовая терапия.
Известно, что разные цвета спектра ассоциируются с разным эмоциональным состоянием. Восприятие музыки невозможно без эмоциональной сферы человека. Таким образом, восприятие музыки и цвета тесно связаны.
Публикация «„Музыка и цвет как средство коррекции застенчивости“, Открытое занятие психолога с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Эти принципы можно с успехом применять в процессе проведения некоторых игровых техник. При этом надо помнить, что жёлтый цвет, как правило ассоциируется со счастьем, синий – с грустью, чёрный – с горем, коричневый – с одиночеством, оранжевый – с возбуждением, зелёный – с беспокойством, красный – с раздражением или гневом. Подкрепление визуальных образов слуховыми, музыкальными образами только усиливает конкретность чувств, которые они передают, сделают из них ещё более понятными для ребёнка.
Застенчивые дети - это дети, которые не желают обращать на себя внимание других людей, склонны к уединению, не умеют устанавливать контакты, смущаются, при необходимости отвечать на вопросы. Дети которые испытывают дискомфорт, и это мешает адаптироваться к коллективу.
То таким детям необходимо помочь обрести уверенность в собственных силах, сформировать навыки общения, научить постоять за себя.
При застенчивости, замкнутости, скованности движений в коррекционной работе используется – оранжевый цвет и такие музыкальные произведения, как: Л. ван Бетховен «Симфония №5, финал»; С. Профьева «Токката», «Звуки природы. Шум океана, Морской прибой»
Помощь ребенку в преодолении застенчивости — задача не из легких. Одним из способов дополнительного занятия можно использовать коррекционные упражнения музыкой и цветом.
Вот некоторые упражнения, которые можно проделать с таким детьми:
1. На листе акварельной бумаги или картона нарисовать несколько кругов. Под музыку С. Профьева «Токката» скатать кусочки оранжевого пластилина в шарики, прикрепить к кругам и размазать. Из бархатной бумаги зелёного цвета вырезать овалы – листья. Прикрепить к кругам, чтобы получились апельсины.
2. Под музыку «Звуки природы. Шум океана» катать шар из пластилина оранжевого цвета, размером небольшое яблоко. Затем на шар прикрепить бусины, бисер.
3. Под музыку «Звуки природы. Морской прибой» рисовать деревья и цветы пальчиковыми красками красного и оранжевого цвета левой и правой рукой.
Коррекционно – развивающее занятие по снижению застенчивости.
Образовательная область «Здоровье»
Участники: дети старшего дошкольного возраста
Цель: Снижение застенчивости, тревожности у детей
Задачи:
• Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу;
• Снизить эмоциональное напряжение;
• Повысить самооценку на основе самоактуализации;
• Помочь установить и развить межличностные отношения, чувства сплочённости.
Оборудование: магнитофон с ауди кассетами «звуки природы», бумага А4. пальчиковые краски (красного и оранжевого цвета, пластилин (оранжевого цвета, бисер (бусины, камушки, шляпа.
Ход занятия
I. Вводная часть занятия
Игровое упражнение «Раздувайся пузырь»
Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Затем они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой. Как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается. После того как пузырь стал большим, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся
Затем ведущий говорит: «Хлоп!» - и «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся).
II. Основная часть
Упражнение
Под музыку «Звуки природы» рисовать деревья и цветы пальчиковыми красками красного и оранжевого цвета левой и правой рукой.
Упражнение
Под музыку «Шум океана» катать шар из пластилина оранжевого цвета, размером небольшое яблоко. Затем на шар прикрепить бусины, бисер.
III. Заключительная часть
Игра «Музыкальный платочек»
Дети под музыку по кругу передают платочек, надевая её на голову соседа. Когда музыка прервётся, на голове которого оказался платок, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети повторить его.
Список используемой литературы:
1. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии.
2. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ
3. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога.