Анастасия Додырева
Педагогический совет. Тема выступления: «Музейная среда для дополнительного образования детей»
▼ Скачать
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности ребенка.
Задачи музейной педагогики :
- Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре;
Публикация «Педагогический совет, Тема выступления: „Музейная среда для дополнительного образования детей“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
- Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики, освоение нового типа занятий;
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. Развитие речи и расширения словарного запаса;
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков, воспитание культуры поведения в новом культурно-образовательном пространстве.
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно- педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях дошкольной организации. В условиях дошкольной организации невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В обычном музее ребенок – лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Совокупность требований к проведению занятий в музее :
• Каждое посещение музея – это занятие ( задачи: учебная, воспитательная, развивающая);
• Посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа;
• Посещение музея после предварительной подготовки (в литературе есть упоминание о довольно раннем приобщении ребенка к музейной культуре. В книге «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан пишет, что ее собственные дети начинали посещать художественные музеи и выставки в возрасте полутора двух лет. При этом Сесиль Лупан подчеркивает, что посещение музея требует предварительной подготовки. У ребенка должен быть запас о представлениях картин, их авторах и худ. образов. С этой целью дома подбираются репродукции картин которые ребенок в начале просто запоминает по названию, затем содержание картин, и наконец ребенок знакомиться с подлинниками в музеи);
• Учет возрастных интересов ребёнка при отборе экспонатов для экскурсионного показа;
• Итог посещения музея – самостоятельное творчество детей (рисунок, создание моделей и т. д.).
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания : игры-развлечения, игры-путешествия, игры - графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
• заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
• выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Эффективны в музейной педагогике :
- игровые технологии (театрализованные экскурсии, викторины, краеведческие игры и т. д.)
- технология коллективных творческих дел (походы, экспедиции, вечера, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, поездки по другим музеям и т. д.)
- технологии проблемного и индивидуального обучения (наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, персональные выставки воспитанников, разработка индивидуально-познавательных маршрутов с экспонатами музеев по экспозициям)
Активность детей в усвоении музейного наследия проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй)
Сверхзадача воспитателя или музейного педагога :
- создание условий для формирования у воспитанника позиции созидания;
- позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя;
- позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию;
- позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОО заключается в следующем:
• У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений –музею.
• Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
• У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»