Наталья Петрова
Дидактическое пособие «Музей в чемодане»
▼ Скачать + Заказать документы
Номинация «Лучшая методическая разработка
по социально-коммуникативному развитию»
Старший дошкольный возраст
Автор: воспитатель Наталья Валерьевна Петрова
Публикация «Дидактическое пособие „Музей в чемодане“» размещена в разделах
В наши дни загруженность родителей не всегда позволяет выделить время для походов в музей. Хотя музеи активно используют разнообразные новые формы привлечения к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, музейные праздники и т. д.). Общаясь с детьми, понимаешь, что это необходимо. После посещения нашего Пучежского краеведческого музея, где детям подробно, интересно рассказали о нашем родном городе и показали животных нашего края, нам пришла идея создания музея в нашей группе. Но хотелось, чтобы наш музей был необычным, коммуникабельным, поскольку место в помещении группы для размещения той или иной тематической выставки отсутствует. И тут же пришла идея создания необычного мини-музея. И наш музей «заехал» в старинный чемодан.
Совместно с родителями было принято это решение, что первая экспозиция "Музея в чемодане" будет на тему: «Любимые книги и игрушки моих родителей», так как эта тема детям очень близка.
Считаю, что узнать и полюбить Россию можно, изучая историю её прошлого, начиная например: с игрушки или книги. Это формирует в человеке чувство патриотизма, гражданственности, рождает желание творить. «Музей в чемодане» помог мне познакомить детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например: «время», «культура», «история», «экспонат», «исследователь».
Цель: Расширение кругозора и познавательного интереса у дошкольников и их родителей.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием музей, как местом погружения в прошлое;
- Развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого;
- Воспитывать уважение к нашим предкам, к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному;
- Обобщить и конкретизировать знания детей…. ;
- Развивать творческие способности, вовлекая детей в исполнение речевых игр, тем самым, доставляя детям радость, гордость и удовольствие от занятия;
-Учить бережно, обращаться к экспонатам, которые дороги их семье и другим людям.
Оборудование:
Музейные экспонаты, чемодан.
Рекомендации к «Музею в чемодане»
1. «Музей в чемодане» – мини-экскурсия, включённая чаще всего в непрерывную образовательную деятельность, совместную деятельность взрослого и детей, или самостоятельную деятельность. Музейная экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами. «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выставок, ведения занятий. Экскурсия способствует расширению культурного кругозора детей, воспитанию их в духе патриотизма, любви и уважения к труду, дают всестороннее гражданское воспитание личности. Даёт детям возможность испытать гордость от того, что когда-то, совсем недавно, родители играли этими игрушками и читали книги.
2. Идея экскурсии «Музей в чемодане» даёт возможность, во-первых, быстро, мобильно развернуть выставку представить экспонат, манипулировать музейными предметами – всё это важно для активного, практического освоения мира детей.
3. Экскурсию можно проводить в любом помещении, например: посещение другой группы, где дети сами с удовольствием будут рассказывать, и показывать свои экспонаты. Тематическая экспозиция и экспонаты размещаются в чемодане, что является очень удобным для его транспортировки. Благодаря «Музею в чемодане» создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего; усиливается их любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с развлечением.
4. Длительность экскурсии может быть различной. Ребята открывают мир, который был им неизвестен, через знакомство с экспозициями.
5. Под экспозицию выделено специально отведенное место в группе, доступное взору детей, обеспечен свободный доступ к нему в любое время дня.
Работа с экспонатами была простроена по следующим принципам:
- Наглядности (коллекции содержат обширный наглядный материал);
- Интеграции образовательных областей (с учетом содержания основной образовательной программы ДОУ);
- Научности (экспонаты рассказывают о жизненных явлениях в выбранной тематике доступным для ребенка языком);
- Мобильности (коллекции экспонатов можно перемещать в любое помещение);
- Доступности (все экспонаты доступны для детей).
Перед занятиями по ручному труду мы проводили беседы о том, как раньше проводили вечера, когда не было электричества, техники, игрушек и т. д. Как вечерами, при лучине, делали тряпичные куклы, куклы- пеленашки, куклы- обереги, из тряпочек и лоскутков.
Совместно с детьми мы разработали определенные правила поведения в нашем музее.
1. В нашем музее нельзя шуметь : «Слушай сам и дай слушать другому».
2. Многие экспонаты разрешено трогать руками.
3. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место: «Сохрани историю для других».
4. Экспонаты нельзя ломать.
5. Можно и даже нужно задавать вопросы.
6. В нашем музее можно играть, рисовать, создавать и творить.
7. Музей можно посещать каждый день, пополнять новыми экспонатами, самому менять, переставлять экспонаты.
8. Нужно быть доброжелательным по отношению к другим: «Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой».
Экспозиция «Любимые книги и игрушки моих родителей»
В акции активно приняли участие наши родители, приносили экспонаты, которые дороги их семье. Дети с большим интересом рассматривали игрушки, рассматривали книги и сами с удовольствием рассказывали об принесенных экспонатах.
- Книга «Волшебный Сундучок» составитель В. Колчин 1973 год. В книге собраны лучшие сказки русских писателей. Маша с большим удовольствием рассказывала нам о сказках и сказочных героях, их приключениях;
- книга-панорама «Детки в клетке» С. Маршак 1981 год. Ваня нам читал стихи наизусть, они с мамой выучили их дома;
- «Золотой ключик» А. Толстой 1986 год. Лера нам рассказала, что эту книгу, ещё бабушка читала и рассказывала её маме. В представлении экспоната, Лера загадала нам загадку;
- книги «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасов 1988год, «Зёрнышко» И. Токмакова 1980год, В. Осеева «Волшебное слово» 1977 год все эти книжки нам принесла Есения и подробно рассказала о содержании этих книг и о том, что ещё бабушка их в детстве читала маме.
- книга-панорама «Храбрый портной» Братья Гримм 1989 год. Принесла Соня.
Дети приносили игрушки родителей и даже дедушек и бабушек. Например: металлический грузовик 1976 года, который принёс Никита и с гордостью рассказал нам, что в детстве этой машинкой играл его дедушка.
Лера в детский сад пришла в сопровождении обоих родителей, которые принесли много игрушек и достаточно пополнили наш мини музей. Например: папин барабан, мамину лошадку и куклу. Девочка много рассказала о своих экспонатах, дети с удовольствием слушали её и играли принесёнными игрушками.
Алеся нам принесла вязаный театр, по сказке «Колобок» и «Теремок» который связала бабушка для её мамы.
Арина - самодельную куколку, которую её мама сшила сама. А игрушкой разбойник в детстве играл папа.
Интерес к музею не угасает, дети продолжают приносить игрушки, книжки. С нашим «Музеем в чемодане» мы ходили в подготовительную группу, где каждый хозяин своего экспоната с удовольствием и гордостью, рассказал о своём вкладе в «Музей в чемодане».
В своей работе постаралась испробовать всевозможные методы и приемы работы с детьми. Во многих музеях к экспонатам нельзя прикасаться, а дошкольникам хочется всегда не только посмотреть, но и потрогать. При создании нашего «Музея в чемодане» мы учитывали эту особенность.
Ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как известно многим, является игра: в ней ребенок не только смотрит, но и прикасается к жизни, производит пробы в познавательной деятельности. В игре он не просто созерцатель, а участник процесса. Когда ребенку дают возможность потрогать, рассмотреть экспонат вблизи, произвести с ним определенные действия, он начинает интересоваться тем, что попало к нему в руки, - заинтересованность помогает легче усваивать содержательный материал.
«Музей в чемодане» помог практически претворить в жизнь самые свежие педагогические идеи и методики, стал одним из интереснейших способов организации образовательной среды и деятельности педагогов совместно с семьями воспитанников. В нашем детском саду часто проводятся музыкальные праздники, досуги, посвященные народным традициям и культуре русского народа.
Экспозиции «Музея в чемодане» в группах дошкольного учреждения позволяют вести разноплановую работу с детьми: применять различные методики, использовать материалы для всех видов образовательной деятельности, а также внеучебной деятельности, полно и всесторонне проводить реализацию проектной деятельности.
На этом наша работа с родителями и детьми по созданию мини музеев не заканчивается. У меня есть ещё два чемодана, и мы уже выбрали темы для следующих экспозиций «Музея в чемодане» : «Русская изба» и «музей Матрёшек».
Во время организованной образовательной деятельности мы планируем изготовление тряпичных кукол: куклы-обереги, куклы-веснянки, куклы-пеленашки и т. д. для пополнения нашего «Музея в чемодане».