Лунева Марина Борисовна
«Музей глазами детей». Использование музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ ДО. Стандарт представляет «возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей» (ФГОС ДО 1 раздел, пункт 1.6.7).
Публикация «„Музей глазами детей“, Использование музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2024 гг» ставит главной задачей — нравственно-патриотическое воспитание. Детский сад для выполнения социального заказа, государства: «воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны», использует современные инновационные технологии, музейную педагогику. В нашем д/саду в 2005 г. паспортизированы и успешно работают музейные комнаты «Родной Волгоград» и «Аринушкина избушка», которые предназначены исключительно для детей дошкольного возраста и учитывают особенности их развития, восприятия и интересы. Обращение в музее к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры, доступно и интересно ребенку.
Экспонат музея — главное наше «учебное пособие», которое дети могут потрогать, пощупать, а иногда и поиграть.
ФГОС ДО большое внимание уделяет развитию познавательных способностей ребенка, формированию первичных представлений «о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем
доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» (ФГОС ДО II раздел, пункт 2.6)
Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родине, своему дому. Музей в детском саду дает уникальную возможность общения ребенка с музейными предметами, экспонатами, как частью культурного и исторического наследия родного края. Экспозиции «Царицын-Сталинград-Волгогрод», интерьер русской избы конца ХIХ начала ХХ века расширяют кругозор представлений детей о мире, истории родного города, обогащают ребенка впечатлениями от новых, совершенно незнакомых для него предметов, которые можно увидеть только в музее.
Опыт работы нашего детского сада даёт возможность сделать вывод о том, что музей в детском саду — первая ступенька в мир больших музеев, основа для нравственно-патриотического сознания ребенка.
ФГОС вносит изменения в систему дошкольного образования и утверждает основной принцим «сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. (ФГОС ДО 1 раздел, пункт 1.2.1). Современный образовательный стандарт является основой для разработки вариативной примерной образовательной Программы и определяет требования к ее объему, условиям реализации и результатам освоения. Выполняя требования ФГОС ДО, педагогический коллектив решает внести коррективы в программу работы с детьми в музеях детского сада, определяет цели и задачи.
Цель: Создание условий для разработки и внедрения программы дополнительного образования дошкольников «Музей глазами детей» в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
1. Определить нормативно-правовую базу для эффективного внедрения музейной педагогики в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
2. Скоординировать работу педагогических служб детского сада для составления учебно-тематического плана программы «Музей глазами детей» с учетом интеграции образовательных областей и комплексно- тематического планирования групп.
З. Повысить уровень професснонализма педагогов в освоении и внедрении музейной педагогики, использовании современных инновационных форм и методов работы с дошкольниками.
4. Расширить сферы участия родителей в реализации программы «Музей глазами детей».
5. Продолжать создавать развивающую предметно - пространственную среду в музейных комнатах детского сада, комплектовать музейные фонды, учитывая специфику и профиль детского музея.
Ожидаемые результаты:
- разработка учебно-тематического плана работы с детьми в м/комнатах, НОД, образовательной деятельности в режимных моментах в соответствии с комплексно-тематическим планированием групп;
- разработан и утвержден план совместных мероприятий детей, педагогов, родителей в музеях детского сада;
- систематизация и повышение уровня педагогической компетентности в
освоении современных образовательных технологий, повышение качества работы с детьми в разных видах деятельности в музее. Обучение на курсах повышения квалификации (ГАОУ ДПО «ВГАПО», МОУ Пост №1);
- становление партнерских отношений родителей и педагогов, активное
участие родителей в совместных мероприятиях, комплектовании музейных фондов. Выпуск родительской газеты «Музейная афиша»;
- разработка экспозиционных планов в м/комиатах, оформление временных тематических выставок, посвященных значимым датам страны, регона.
При разработке и внедренни программы «Музей глазами детей» определены три этапа: теоретический, практический, аналитический.
На первом этапе проанализировали состояние работы по реализации музейной педагогики, подготовили норматинио-правовую базу, разработали систему мер по повышению квалификации педагогов узких специалистов в соответствии с требовшииями ФГОС ДО.
На втором этапе была разработана и утверждена программа дополнительного образования «Музей глазами детей» в соответствия с требованиями ФГОС ДО, определены современные методы и формы работы с детьми в музее, организована предметно-простраиственная развивающая среда. При построении среды в музее учитывали безопасность, доступность для организации самостоятельной познавательной, творческой деятельности детей. Методически обосновано использовали многообразие, вариативность форм подачи информации и приемов экспонирования, рациональность, системность и
комплексность музейного подход при построении экспозиции из основного, вспомогательного и интерактивного фондов. На базе музейной комнаты «Родной Волгоград» в группах были организованы мини-музеи «Синяя сказка России», «Семейная реликвия», «Если очень захотеть — можно в космос полететь!», разработаны проекты, работает кружок «Юный историк».
На третьем этапе мы определили положительные результаты внедрения программы «Музей глазами детей» для старших дошкольников и наметили пути создания программы музея для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Музейные комнаты «Родной Волгоград» и «Аринушкина избушка» являются организующим звеном в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников :
- координируют педагогические службы детского сада, родителей,
общественные организации на успешную реализацию программы «Музейный мир глазами детей»;
повышают статус детского сада, внедряющего передовое инновационное направление в работе с дошкольниками - музейную педагогику. На базе м/комнат «Родной Волгограл» и «Аринушкина избушка» в детском саду ежегодно организуем и проводим семинары, семинары -практикумы, мастер-классы для педагогов ДОУ района, города, области, руковолителей музейных комплексов ОУ Волгограла, публикуем опыт работы.
На Ярмарку представлена программа «Музей глазами детей», её
методическое сопровождение, фотовыставку.