Папки-передвижки

«Музей глазами детей». Использование музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Лунева Марина Борисовна
«Музей глазами детей». Использование музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Одной из задач в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ ДО. Стандарт представляет «возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей» (ФГОС ДО 1 раздел, пункт 1.6.7).

Публикация «„Музей глазами детей“, Использование музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2024 гг» ставит главной задачей — нравственно-патриотическое воспитание. Детский сад для выполнения социального заказа, государства: «воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны», использует современные инновационные технологии, музейную педагогику. В нашем д/саду в 2005 г. паспортизированы и успешно работают музейные комнаты «Родной Волгоград» и «Аринушкина избушка», которые предназначены исключительно для детей дошкольного возраста и учитывают особенности их развития, восприятия и интересы. Обращение в музее к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры, доступно и интересно ребенку.

Экспонат музея — главное наше «учебное пособие», которое дети могут потрогать, пощупать, а иногда и поиграть.

ФГОС ДО большое внимание уделяет развитию познавательных способностей ребенка, формированию первичных представлений «о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем

доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» (ФГОС ДО II раздел, пункт 2.6)

Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родине, своему дому. Музей в детском саду дает уникальную возможность общения ребенка с музейными предметами, экспонатами, как частью культурного и исторического наследия родного края. Экспозиции «Царицын-Сталинград-Волгогрод», интерьер русской избы конца ХIХ начала ХХ века расширяют кругозор представлений детей о мире, истории родного города, обогащают ребенка впечатлениями от новых, совершенно незнакомых для него предметов, которые можно увидеть только в музее.

Опыт работы нашего детского сада даёт возможность сделать вывод о том, что музей в детском саду — первая ступенька в мир больших музеев, основа для нравственно-патриотического сознания ребенка.

ФГОС вносит изменения в систему дошкольного образования и утверждает основной принцим «сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. (ФГОС ДО 1 раздел, пункт 1.2.1). Современный образовательный стандарт является основой для разработки вариативной примерной образовательной Программы и определяет требования к ее объему, условиям реализации и результатам освоения. Выполняя требования ФГОС ДО, педагогический коллектив решает внести коррективы в программу работы с детьми в музеях детского сада, определяет цели и задачи.

Цель: Создание условий для разработки и внедрения программы дополнительного образования дошкольников «Музей глазами детей» в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:

1. Определить нормативно-правовую базу для эффективного внедрения музейной педагогики в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

2. Скоординировать работу педагогических служб детского сада для составления учебно-тематического плана программы «Музей глазами детей» с учетом интеграции образовательных областей и комплексно- тематического планирования групп.

З. Повысить уровень професснонализма педагогов в освоении и внедрении музейной педагогики, использовании современных инновационных форм и методов работы с дошкольниками.

4. Расширить сферы участия родителей в реализации программы «Музей глазами детей».

5. Продолжать создавать развивающую предметно - пространственную среду в музейных комнатах детского сада, комплектовать музейные фонды, учитывая специфику и профиль детского музея.

Ожидаемые результаты:

- разработка учебно-тематического плана работы с детьми в м/комнатах, НОД, образовательной деятельности в режимных моментах в соответствии с комплексно-тематическим планированием групп;

- разработан и утвержден план совместных мероприятий детей, педагогов, родителей в музеях детского сада;

- систематизация и повышение уровня педагогической компетентности в

освоении современных образовательных технологий, повышение качества работы с детьми в разных видах деятельности в музее. Обучение на курсах повышения квалификации (ГАОУ ДПО «ВГАПО», МОУ Пост №1);

- становление партнерских отношений родителей и педагогов, активное

участие родителей в совместных мероприятиях, комплектовании музейных фондов. Выпуск родительской газеты «Музейная афиша»;

- разработка экспозиционных планов в м/комиатах, оформление временных тематических выставок, посвященных значимым датам страны, регона.

При разработке и внедренни программы «Музей глазами детей» определены три этапа: теоретический, практический, аналитический.

На первом этапе проанализировали состояние работы по реализации музейной педагогики, подготовили норматинио-правовую базу, разработали систему мер по повышению квалификации педагогов узких специалистов в соответствии с требовшииями ФГОС ДО.

На втором этапе была разработана и утверждена программа дополнительного образования «Музей глазами детей» в соответствия с требованиями ФГОС ДО, определены современные методы и формы работы с детьми в музее, организована предметно-простраиственная развивающая среда. При построении среды в музее учитывали безопасность, доступность для организации самостоятельной познавательной, творческой деятельности детей. Методически обосновано использовали многообразие, вариативность форм подачи информации и приемов экспонирования, рациональность, системность и

комплексность музейного подход при построении экспозиции из основного, вспомогательного и интерактивного фондов. На базе музейной комнаты «Родной Волгоград» в группах были организованы мини-музеи «Синяя сказка России», «Семейная реликвия», «Если очень захотеть — можно в космос полететь!», разработаны проекты, работает кружок «Юный историк».

На третьем этапе мы определили положительные результаты внедрения программы «Музей глазами детей» для старших дошкольников и наметили пути создания программы музея для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Музейные комнаты «Родной Волгоград» и «Аринушкина избушка» являются организующим звеном в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников :

- координируют педагогические службы детского сада, родителей,

общественные организации на успешную реализацию программы «Музейный мир глазами детей»;

повышают статус детского сада, внедряющего передовое инновационное направление в работе с дошкольниками - музейную педагогику. На базе м/комнат «Родной Волгограл» и «Аринушкина избушка» в детском саду ежегодно организуем и проводим семинары, семинары -практикумы, мастер-классы для педагогов ДОУ района, города, области, руковолителей музейных комплексов ОУ Волгограла, публикуем опыт работы.

На Ярмарку представлена программа «Музей глазами детей», её

методическое сопровождение, фотовыставку.

Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Музей глазами детей». Использование музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 24 апреля 2024 в 10:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД