Захарова Екатерина Геннадьевна
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в интеллектуальном развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей и педагогов:
«Мозжечковая стимуляция - современный метод коррекции различных нарушений в интеллектуальном развитии».
Мозжечковая стимуляция-это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев структур мозга, активно участвующих в формировании речи.
Публикация «Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в интеллектуальном развитии» размещена в разделах
Мозжечок-это часть головного мозга, которая даёт возможность ребёнку учиться новым движениям, а затем вспоминать их и воспроизводить. Когда малыш начинает активно двигаться, именно мозжечок помогает ему сначала переворачиваться, потом ползать, а затем ходить. Именно мозжечок помогает ребёнку развивать координацию.
Родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений - это скорее особенности ребёнка, а не неврологические проблемы, но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей, имеющих задержку речевого и психического развития, нарушения аутистического спектра, поведения и внимания.
Программа мозжечковой стимуляции - это своеобразный «букварь для мозга». Она обеспечивает мозг базисными навыками, которые помогают усваивать любую информацию. В возрасте до 3-х лет движения, которые на первый взгляд имеют отношение только к развитию тела, влияют на развитие интеллекта больше, чем чисто «книжные» занятия - обучение чтению и письму.
Многие исследователи считают, что мозжечок-это ключ к обучению буквально всему. В том числе- к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию. Мозжечок получает информацию о положении тела в пространстве, и если мы посадим ребёнка на резиновый мяч вместо стула или поставим на неустойчивую платформу, ребёнок будет вынужден прикладывать некоторые усилия для поддержания равновесия, тем самым мозжечок будет стимулироваться. Хотя стимуляция называется мозжечкой, она затрагивает и другие важные структуры мозга, регулирующие речь и поведение ребёнка.
Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.
1. Особенности моторики:
-ребёнок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперёд;
-ребёнок плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;
-ребёнок демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений (угловатые, неплавные движения, дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками);
-у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках, дрожание рук;
-«дрожание» глаз при взгляде в сторону;
-«пьяная» или «неправильная» походка;
-«лишние движения» в положении сидя;
-ребёнок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.
2. Психоэмоциональные особенности:
-быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;
-невнимательность, несобранность, отвлекаемость.
-плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.
-проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.
3. Проблемы с речью.
Для проведения мозжечковой стимуляции могут быть включены следующие методики:
Система упражнений на балансировочной доске и балансировочном табурете. Это занимательные и эффективные тренажёры, направленные на укрепление вестибулярного аппарата. Задача малыша - как можно дольше продержаться на раскачивающейся поверхности.
Упражнения на развитие эквилибристической реакции, укрепление мышц туловища, координацию движений рука-глаз и осознания работы частей тела.
1. Ребёнок в положении стоя на балансирной доске или сидя на балансирном табурете. Круговые вращения руками:
а) обе руки в одну сторону;
б) обе руки в разные стороны;
в) по очереди в одну сторону;
г) по очереди в разные стороны;
д) обе руки положить на грудь;
е)поднять руки над головой;
ж)прямые руки в сторону;
з) нагнуться, достать пальцы ног;
и) любые движения, какие понравятся.
2. Упражнения на гимнастических мячах - фитболах.
Фитбол - упражнения включают в себя уникальное сочетание физических упражнений, гимнастического мяча, проговаривание слогов, слов, стихов в ритм движений, формированию координации, равновесия, осанки, а так же вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Комплексы упражнений помогают улучшить координацию движений, тренируют память, вырабатывают чувство ритма, улучшают дикцию.
Таким образом, с помощью мозжечковой стимуляции можно улучшить восприятие ребёнком устной и письменной речи, развивать навыки чтения, математические способности, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти.