Марина Владимировна Ященко
Консультация «Моторика мелкая да такая важная»
▼ Скачать + Заказать документы
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают творческие мысли».
Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и некоторыми другими учебными и трудовыми навыками. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Очень важны : упражнения для массажа и самомассажа рук; упражнения, развивающие координацию движений пальцев, пальчиковая гимнастика.
Публикация «Консультация „Моторика мелкая да такая важная“» размещена в разделах
Предвижу скептические замечания, что раньше и без этого прекрасно обходились, и речь была развита, не в пример нынешним детям. То, что речь раньше была у детей развита лучше, с этим соглашусь. Сейчас очень много логопедических нарушений речи у детей, но это не их вина.
А вот моторику руки раньше специально не развивали, потому, что дети с ранних лет были задействованы в домашнем труде. А значит, моторика руки развивалась в процессе работы. Если ребенку 5-6 лет надо было вместе с мамой или бабушкой лепить пельмени, катать тесто, делать булочки или печенье, то тут специальные упражнения уже были не нужны.
Условия жизни изменились в лучшую сторону, максимум автоматизации избавляют нас от необходимости стирать, лепить, шить руками. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и обуви вместо пуговиц или шнурков — липучки (так нам, взрослым, удобнее и быстрее). Мало кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает маме перебирать крупу, вытирать пыль, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности. К сожалению, сейчас многие дети даже в школе не могут завязывать шнурки. Настолько плохо развиты у них руки и координация, что такое простое дело становится целой наукой.
Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами.
В такой ситуации, задача родителей – обратить пристальное внимание на развитие мелкой моторики руки и помочь ребенку в этом нелегком деле.
Начинать работу по развитию моторики надо уже в младенческом возрасте. Конечно, шнурки завязывать в год не будем. А вот множество пальчиковых игр и потешек, гимнастика для пальчиков, игры с песочком будут очень полезны.
В дошкольном возрасте развитие руки становится необходимым занятием. Таким образом, мы развиваем речь ребенка и готовим руку к письму.
В начальной школе, особенно в 1-2 классе пальчиковую гимнастику необходимо делать не только в школе, но и дома. Большая нагрузка на пальцы вызывает переутомление, что может вызвать даже стрессовую ситуацию. Поэтому, выполняя задания дома, не забывайте делать разминку для пальчиков. Тем более, что дети и сами все знают и могут, только надо напомнить им об этом, попросить, чтобы показали Вам, как делают зарядку для пальчиков. В такой ситуации ни один ребенок не откажется научить маму или папу.
Хочу обратить внимание, что координация движений и мелкой моторики зависит от зрелости структур головного мозга, которые управляют работой руки. Поэтому, если что-то у ребенка не получается или выходит плохо, не стоит ругать его за это, а надо больше внимания обратить на развитие руки и подобрать специальные игры или упражнения.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики у детей условно можно систематизировать следующим образом:
1 группа - игры с пальцами: пальчиковая гимнастика; массаж пальцев и ладоней; рисование пальцами.
2 группа - кукольный театр: настольный театр; пальчиковый театр.
3 группа - игры с мелкими предметами : игры с крупами и природным материалом; работа с мелкими игрушками; работа с мячом; выполнение узоров из мелких деталей.
4 группа - игры с ручными тренажерами.
5 группа - изобразительная деятельность: рисование; лепка; аппликация;
конструирование.
6 группа - работа с простым карандашом: обводка предметов по точкам;
дорожки; штриховка силуэтов, рисование с помощью трафаретов и шаблонов; рисование по клеточкам.
Важные правила развития мелкой моторики у детей
• Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-нибудь историю или сказку.
• Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать ребёнку ручку или насобирать красивых камушков, листочков.
• В ходе игры побольше разговаривайте с ребёнком. Ведите диалог, разыгрывайте сценки.
• Важно, чтобы ребёнку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
• Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
• Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребёнку.
• Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития моторики.
• Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
• Не забывайте хвалить ребёнка за каждый успех – критика в этом деле не уместна!
• Контролируйте время – оно для каждого ребёнка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
• Не ограничивайте ребёнка в проявлении инициативы и фантазии!
Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребё нок уверенно умел проделывать следующее:
• рисовать, используя в изображениях мелкие детали;
• раскрашивать, не выходя за контур и не оставляя пробелов;
• вырезать крупные многоугольные фигуры;
• лепить из пластилина мелкие детали;
• застёгивать и расстёгивать пуговицы;
• одеваться и обуваться;
• шнуровать обувь и завязывать шнурки, застёгивать молнии;
• умываться и чистить зубы.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Очень важно, чтобы развитие мелкой моторики руки ребенку было интересно и доставляло удовольствие, тогда и результат будет хороший и быстрый. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь такое счастье наблюдать, как растёт и развивается ваш ребёнок!