Алексеева Екатерина
Конспект занятия «Моя родная страна — Россия» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
ФИО разработчика: Алексеева Е. В.
Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Тема занятия : «Моя родная страна»
Возрастная группа: 6-7 лет
Цель занятия : Создание буклета «Моя родная страна» (гимн, герб, флаг, береза, ромашки, народы России) в процессе интегрированного занятия (видеоролик, беседа, дидактическая игра «Подбери и сложи»)
Задачи занятия :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
• Образовательная: называть и описывать официальные и не официальные символы (герб, флаг, ромашки, береза) и определять особенности России как многонационального государства в процессе просмотра видеоролика и беседы
• Развивающая: отразить компоненты официальных символов и соотносить их со смысловым значением в процессе дидактической игры «Подбери и сложи»
• Воспитательная: договариваться о распределении обязанностей с учетом интересов партнеров в процессе создания буклета «Моя родная страна»
Дидактическая задача: выделять нужные объекты (части флага, герба; ромашки, береза, народы России, сюжет гимна) из предложенных.
Игровая задача: создать буклет для космического гостя.
Планируемый результат занятия : дети выделяют особенности России, официальные и не официальные символы, находят детали изображения символов, складывают их, объединяют в буклет, договариваются о распределении обязанностей с учетом интересов партнеров в процессе заполнения буклета «Моя родная страна»
Материалы и оборудование: ноутбук, видеоролик «Россия», макет буклета, клей ПВА, кисточки для клея, подставка под кисти, салфетки, клеенка, цветные полосы для флага, гербы страны, президент, Кремль, картинки сюжет гимна, карта России, полезные ископаемые, вода из озера Байкал, картинки уральских гор, картинки цветов, картинки березы, картинки народов России, пазлы «Народные промыслы», игра «Грибы и ягоды», природные зоны России и их обитатели.
Ход занятия
1. Организационно-мотивационный этап
Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга.
Дети: Мы весёлые ребята!
Мы ребята-дошколята!
Скоро в школу мы пойдём!
Будем знать мы обо всём.
Воспитатель: Я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие. А вот куда, в какое именно место, вы догадаетесь, прослушав стихотворение.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим - синим
Флаг России над Кремлем.
Воспитатель: О чём это стихотворение? Художественное слово Внимательно слушают воспитателя Дети замотивированы в деятельности
2. Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы
Создание проблемной ситуации
Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга.
Дети: Мы весёлые ребята!
Мы ребята-дошколята!
Скоро в школу мы пойдём!
Будем знать мы обо всём.
Воспитатель: Я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие. А вот куда, в какое именно место, вы догадаетесь, прослушав стихотворение.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим - синим
Флаг России над Кремлем.
Воспитатель: О чём это стихотворение?
Дети: О Родине
Воспитатель: А что такое Родина?
Дети: Это то место, в котором мы родились и где всё для нас родное.
Воспитатель: Кто знает, в какой стране мы живём?
Дети: Россия.
Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие по России на поезде. Отправляемся. Занимаем места в вагоне.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто-то к нам спешит (воспитатель открывает дверь).
Входит инопланетянин.
Инопланетянин: Здравствуйте! Ничего не понимаю…. Куда я попал? На какую планету я прилетел? (дети здороваются с инопланетянином).
Воспитатель: Это планета - Земля. А попали Вы в детский сад.
Инопланетянин: В детский сад? Ребята, я давно наблюдаю за вашей планетой и всегда мечтал побывать на ней.
Воспитатель: А вы кто? А с какой планеты Вы к нам прилетели?
Инопланетянин: Я прилетел с планеты Марс! Я - марсианин! Это яркая красивая звезда. Ребята, я знаю, что на Земле много разных стран. Как называется страна, в которой вы живете?
Дети: Россия.
Инопланетянин: Россия…. (инопланетянин задумывается, после обращается к детям). А расскажите мне про Россию!
Дети: Россия - страна, в которой мы живем.
Инопланетянин: А чем Россия отличается от других стран?
Воспитатель: Мы с ребятами собираемся в путешествие по России на поезде, может вы поедите с нами и узнаете больше о нашей стране России. Вы согласны?
Дети и инопланетянин: Да!
Воспитатель: Ребята, у меня к вам предложение, давайте мы с вами не просто расскажем о нашей стране, но и составим памятный буклет о нашей стране России и подарим его на память нашему гостю? Наше путешествие будет проходить по станциям за каждое выполненное задание вы получаете картинку для оформления нашего буклета.
2.2 Этап ознакомление с материалом
Воспитатель: Вы готовы сейчас подобрать информацию о России для буклета?
Воспитатель: Тогда отправляемся! Занимаем места в вагоне.
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки.
1. Станция «Лесная»
-Инопланетянин: Ребята, наблюдая за вашей планетой из космоса, я увидел, что она местами окрашена в зеленый цвет, что он обозначает?
Дети: Зелёным цветом обозначены деревья, кустарники, леса.
Воспитатель: Лес - это природное богатство, к нему нужно относиться очень бережно
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокрылые березки-
Символ Родины моей.
Воспитатель: О каком символе говориться в стихотворении? Правильно! Это дерево.
Какое дерево является символом России?
Дети: Береза
Воспитатель: Ни в одной стране нет столько берез, как у нас.
Инопланетянин: Ребята, а что изготавливают из березы?
Воспитатель: Для изготовления лаптей использовалась берёзовое лыко, а ещё из берёз делали посуду, кузовки для сбора ягод и грибов, игрушки для малых детишек. По сей, день из берёз делают сувениры. А ещё берёза даёт людям лечебный, вкусный берёзовый сок. Вот и за это почитали в народе берёзу.
Игра «Угадай дерево».
Инопланетянин: Ребята, у меня есть картинки с изображением листьев разных деревьев. Нужно будет угадать по листьям - с какого они дерева (Береза, рябина, ель, сосна).
Инопланетянин: Ребята, у меня для вас задание, давайте разделим на слоги каждое название дерева. (Бе – ре - за, ря – би - на, ель, со - сна). Сколько слогов в слове береза? И т. д. Молодцы справились с заданием. А что еще растет в лесу?
Воспитатель: В лесу растут не только деревья, но и растения
Ромашки, ромашки – цветы полевые,
Вы символом стали российских полей.
Ромашки, ромашки – вы солнца кусочек,
Вы светлый денёчек России моей.
Инопланетянин: Что такое ромашка?
Воспитатель: Ромашка – это целебный и полезный цветок. Из цветов ромашки заваривают чай, он помогает при простудных заболеваниях. Она является символом России, нашу ромашку любят и в других странах мира. Еще она символ чистоты и красоты, белая и безукоризненная, символ семьи.
Но в лесу растут не только деревья, растения, но ещё ягоды, грибы.
Игра «Грибы и ягоды»
Воспитатель: Ребята, давайте возьмем наши корзины и пойдем в лес, чтобы собрать ягоды и грибы, а гость поможет нам. В эту корзину мы соберем грибы, а в другую ягоды. Давайте вспомним о правилах поведения в лесу.
Ой как много насобирали! А почему мухомор и арбуз не подняли? (ответы детей)
Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали. За выполненное задание мы получаем картинки,ромашку и березку
Воспитатель: Вот мы и прибыли на стацию «Географическую».
2. Станция “Географическая”
Инопланетянин: Ребята, какие вы молодцы, вы так много знаете о своей стране. Когда я смотрел на вашу планету из космоса, то увидел, что планета местами окрашена в коричневый цвет, что он означает?
Дети: Коричневым цветом обозначены горы
Воспитатель: Перед нами самые высокие Уральские горы. Чтобы добраться до вершины, нужно вставить в пустые клеточки числа, которых не хватает.
Воспитатель: Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми.
Инопланетянин: А что такое полезные ископаемые? (предположение детей)
Воспитатель: Это то, что находится в земле и что очень нужно человеку для жизни. Много на Урале строительных материалов: мел, его используют не только в строительстве, но и в медицине, гранит, песок, глина, мергель, из него делают цемент, он тоже необходим для строительства домов, мостов и других сооружений.
Есть также уголь, руда, нефть, газ. Например, уголь, различная руда, которые нам необходимы для изготовления различных металлов: золото, алмазы. Полезные ископаемые, тоже составляют богатство страны.
Инопланетянин: А что означают вот эти голубые волнистые линии на карте?
Дети: Это реки.
Воспитатель: Рек в России тоже много? Реки России – могучие, полноводные. Реки, несут свои воды в моря и океаны.
Воспитатель: Реки – это источник воды – питания и в озёрах можно рыбачить. Самое глубокое озеро на земле Байкал. Это очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, не солёная.
В рыбьем царстве к осетру
Приплывают по утру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?
Инопланетянин: Я бы очень хотел попробовать воду из Байкала, наверно она очень вкусная
Воспитатель: Хотите мы вас угостим? (вода Байкала - дегустация)
Воспитатель: Ну а нам пора продолжать наше путешествие, вот мы и прибыли на следующую станцию
Воспитатель: За выполненное задание мы получаем картинки: уральские горы и озеро Байкал
3. Станция «Животный мир России»
Воспитатель: Ребята, у нас в России очень много разных животных, я хотела бы вам предложить соотнести правильно среду обитания и животных, которые в ней обитают, справитесь?
В Российских лесах водятся волки, бурые медведи, зайцы, лисицы, лоси.
В степи обитают мышь, тушканчик, суслик, сурок.
На севере живут моржи, тюлени и белые медведи. (Дети распределяют картинки с животными согласно среде обитания).
Инопланетянин: Какие молодцы, все правильно распределили, а у меня для вас другое задание. Давайте поиграем в игру «Один много». Я называю одно животное, а вы много животных.
(Волк, лиса, лось, заяц, тигр, рысь и т. д.)
Воспитатель: Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали. За выполненное задание мы получаем медведя
4. Станцию «Россия – страна мастеров»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства русских мастеров.
Воспитатель: Ребята, вот здесь на столе лежат пазлы разных росписей вам надо собрать и определить роспись.
Игра «Собери пазлы»
Отгадайте загадки.
1. Разноцветные подружки,
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)
– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она!
2. Инопланетянин: А что такое матрешка?
3. Воспитатель: Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более
4.
– Следующая загадка.
5. Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком,
Манит русским васильком. (Гжель.)
6.
Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.
7. Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка.)
Инопланетянин: Какие талантливые умельцы проживают в вашей стране
Физкультминутка
«Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Воспитатель: За правильно выполненное задание мы получаем изделия русских мастеров. А нам пора двигаться дальше.
5. Станция “Государственная”
Воспитатель: Вот мы и приехали на самую главную станцию. Дети, какой город является столицей нашей Родины?
В Москве находится правительство нашего государства.
Назовите президента нашей страны? (В. В. Путин)
Воспитатель: Государственными символами нашей страны является герб, флаг и гимн.
Воспитатель: А сейчас вам нужно найти герб нашей страны среди гербов других стран и составить очередность цветов Российского флага.
Посмотрите на флаг России. Наш флаг состоит из горизонтальных полос разного цвета. Какие это цвета?
В каком распорядке расположены полосы на флаге? Что означает цвета флага?
Что символизирует белый цвет?
(ответы детей)
Педагог: Да, действительно, верхняя полоса — белая, как чистый снег, она напоминает
нам о белоствольной березках, русской зиме, легких облачках.
Педагог: Это символ мира, и благородства.
Настя: Верхняя полоса — белая, как чистый снег, она напоминает нам о белоствольных березках, русской зиме, легких облачках. Это символ мира, и благородства.
Тимур В. : Средняя полоса — синяя, как ясное небо, синева рек, озер морей. Синий цвет - символ верности, честности.
Алина: нижняя полоса — ярко-красная, как солнышко на рассвете. Красный цвет-любовь, огонь, кровь, пролитая за Родину.
Воспитатель: Российский флаг-символ доблести и чести российского народа.
Воспитатель: Еще один из символов страны - герб. Он является знаком отличия эмблемой государства
А что изображено на гербе России?
Да орёл, расскажите о нём
Воспитатель: Почему же на гербе России изображён Орёл?
Тимур З. : Орел считается царем среди птиц. Символом мудрости и проницательности. А еще, Россия — страна, которая расположена сразу на двух материках: Европе и Азии. Вот почему у орла, который присутствует на нашем гербе, сразу две головы: одна голова орла обращена на Восток, другая — на Запад. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого. В лапах орла — скипетр и держава – символы российской власти. На груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьём дракона. Всадник - это Святой Георгий Победоносец. Черный дракон – это символ зла.
Воспитатель: Какие еще символы государства вы знаете? Да, гимн. Что такое гимн и почему его слушают стоя? Гимн-это не просто музыка-это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Ребята, давайте встанем и споем гимн Российской Федерации.
Воспитатель: Главная особенность России – многонациональность.
Инопланетянин: Что это означает многонациональность?
В России живет много людей разных национальностей. Какие национальности вы знаете?
Воспитатель: якуты, кабардинцы, чеченцы и многие другие. А что вы видите ещё?
- Посмотрите на русский национальный костюм.
- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)
- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
2.3 Этап практического решения проблемы
Овладение действиями, способами решения проблемы Воспитатель: Ну что, дети, теперь мы готовы оформить буклет?
Тогда я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери и сложи», но перед началом игры разомнем наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика:
«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
Воспитатель: Вот мы и размяли наши пальцы, теперь мы точно готовы играть. В нашем путешествии было много станций с разными заданиями, и чтобы каждый поучаствовал в этой игре, я предлагаю вам разделиться на 3 группы. Договоритесь между собой, на какой станции вы хотите выполнять задание. Вот мы и распределись по станциям, теперь внимательно посмотрите на свои задания (воспитатель говорит, что дети делают на каждой станции). Так же на столе у нас лежит макет нашего будущего буклета, как только вы выполните свое задание, будем подходить и украшать наш буклет все вместе. Можете приступать.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по России. А закончить наше путешествие хотелось бы стихотворением
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну - наш общий дом.
НАШ ДОМ
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну - наш общий дом.
Инопланетянин: Ребята, я узнал много интересного о России. Спасибо Вам! Я слышу сигнал, мне пора возвращаться обратно на космический корабль.
Воспитатель: А мы Вам хотим подарить буклет с символами нашей Родины – России. Вспоминайте о нас и о России. (Буклет дарят инопланетянину и он уходит.)
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по России.
3. Заключительный этап. Оценка результата деятельности и самооценка.
Воспитатель: Ну что, ребята, вот мы и заполнили буклет. Посмотрите, какой красивый он поучился.
А для чего мы делали буклет?
Какие символы мы добавили в него?
А как мы узнали с вами о символах России?
Какие трудности у вас возникали во время путешествия?.
Вы все большие молодцы!