Марина Копылова
Консультация «Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями воспитанников»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ
С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
Публикация «Консультация „Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями воспитанников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.
С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).
Задача музыкального руководителя : раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
Формы работы взаимодействия с семьёй :
1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).
Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области :
1)Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
2)В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.
2. Мастер-классы, занятия-практикумы.
1)приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика.);
2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра.).
3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации.
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
- Подготовка отдельных номеров;
- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
- Помощь в оформлении помещения;
- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
4. Индивидуальные беседы с родителями.
5. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.
Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:
«Музыкальное воспитание в семье»,
«Родителям о музыкальном воспитании»,
«Советы: музыкальное воспитание»,
«Как слушать музыку с ребёнком».
6. Папки – передвижки.
Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду» :
«Музыкальные игры в детском саду»,
«Ваш ребёнок любит петь?»,
«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,
«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,
«Как в жизнь приходит музыка…»,
«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.
Я не буду рассказывать об основных формах работы музыкального руководителя с родителями. Об этом уже было сказано выше.
Моя главная цель – рассказать о привлечении родителей к подготовке и активному участию в праздниках и развлечениях.
Почему актуальность этого проявилась именно сейчас.
Изменился контингент родителей :
1. основной задачей родителей было активное зарабатывание денег;
2. часть родителей заводили детей, потому что так положено, что влекло соответствующее отношение к собственным детям;
3. часть родителей просто не понимали – зачем.
4. Лишь небольшая часть рожали детей целенаправленно, определяя их путь с самого раннего детства осмысленно ведя по жизни. Но, к счастью, в последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону. Большая часть родителей стали более осмысленно и ответственно относиться к своим детям. Все больше родителей начали отдавать детей в музыкальные школы, вокальные и танцевальные студии. Это стало модным. Таким образом, используя энергию активных родителей, по новому – «хедлайнеров», и привлекаю к подготовке и участию менее активных.
Главным условием взаимодействия музыкального руководителя и родителей является доброе и внимательное отношение музыкального руководителя к детям. Для этого нужно помнить, что это нам эти дети чужие, а для родителей их ребенок единственный и неповторимый. Смотрите на детей глазами их родителей. Для этого надо подружиться с детьми. Именно подружиться, чтобы они любили просто поговорить с вами вне занятий, обсудить их дела, игрушки, их маленькие тайны. Если родители видят это отношение они намного охотнее идут на контакт и сами проявляют большую заинтересованность в сотрудничестве. Начинаю эту работу прямо с яслей или младшей группы. Заранее рассказываю, что могут исполнить дети данного возраста. Разъясняю родителям, как они должны вести себя на празднике, т. е. родители входят в зал вместе с ребенком, водят хоровод вместе с ребенком. Если ребенок не хочет идти – родитель берет его на руки и водит хоровод с ребенком на руках. Объясняю, если ребенок не хочет выходить в зал, а сидит на руках у родителей – это нормально. Не надо насильно вталкивать его в пляски и игры. Все дети разные – придет время, и этого малыша и он добровольно и весело будет участвовать в праздниках. Прошу родителей приходить в праздничных нарядах и во второй обуви, т. к. они не просто зрители, а участники действа. И они постепенно привыкают к этому.
Приведу примеры, как и в чем я привлекаю родителей к участию в утренниках.
В первую очередь, это подготовка к утреннику. После того, как подготовлен сценарий, возникает вопрос о костюмах. В этом мне помогает мама Софьи Шнайдер. Она профессиональная швея, и охотно берется за дело, за творчество. С помощью ее у нас пополнился костюмный ряд накидками к осенним праздникам, крылья Ангелов, военные накидки, костюмы стюардесс, юбки разных цветов. Мама Насти Судаковой сшила костюм Снегурочки. Родители принимают участие в утренниках. Так мамы старшей группы станцевали замечательный танец на выпускном вечере своих детей. Игры со взрослыми на утренниках.
В каждом своем утреннике я стараюсь провести хотя бы одну игру с родителями. Это может быть совместная игра со всеми детьми или со своим ребенком, либо одни взрослые участвуют: «Нарисуй маму»; «Определи на ощупь», современное название «Битва экстрасенсов»; игра с папами «Составь слово»; «Нарисуй портрет своего ребенка» и т. д.
Не обходятся без внимания и бабушки. Игры «Смотай клубочек»; игра в догонялки «Испекла нам бабушка».
Очень нравятся детям коммуникативные игры-танцы с родителями. «У тебя и у меня»; «Тетушка-весельчак».
Взаимодействуя на утреннике, и дети, и взрослые в полном и взаимном восторге друг от друга. Цель праздника достигнута:
- участие взрослых;
- взаимодействие с детьми;
- получение положительных эмоций;
- сплочение.
Дети совсем по-другому, с восторгом смотрят на своих родителей.
Но не только на праздниках мы встречаемся с родителями, или при подготовке к ним. Родители совместно с детьми охотно участвуют в творческих конкурсах, например, в рамках проекта «Волшебный мир звуков» в нашем ДОУ мы готовим творческий конкурс по изготовлению самодельных музыкальных инструментов. Сопровождают родители нас в поездках на конкурсы, концерты.
Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.