Ляйля Халимова
Партнерство музыкального руководителя с семьями воспитанников как одно из условий развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том,
что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.
Только в совместной деятельности родители
лучше узнают своих детей, становятся ближе…»
В. А. Сухомлинский
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Публикация «Партнерство музыкального руководителя с семьями воспитанников как одно из условий развития дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время, практически в каждом российском нормативно-правовом и методическом документе, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного воспитания подрастающего поколения с семьей. В связи с социально-экономическими изменениями, с появлением передовых научных педагогических знаний, а также с ростом требований к уровню воспитания и формирования личности дошкольника – проблемы взаимодействия с семьей очень актуальны.
Однако существует тенденция у молодых семейных пар сделать успешную карьеру, нежели родить и вырастить детей. Мамы часто нанимают няню, чтобы скорее выйти на работу и начать зарабатывать деньги на оплату услуг той же няни. В дошкольном возрасте, не вникая в суть происходящей ситуации, все проблемы воспитания и развития детей родители перекладывают на «вторых мам» - воспитателей. Мол, они и научат, и воспитают, забывая о том, что «семья – та первичная среда, где человек учиться творить добро». (В. А. Сухомлинский). В формировании личности ребенка приоритетная роль отведена семье. Именно это факт обозначен в Конвенции о правах ребенка, в Конституции Российской Федерации, в Законе об образовании и Семейном кодексе. Главная задача педагога – информировать родителей о необходимости действенного сочетания всех сторон воспитания для успешного развития дошкольника.
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.
Отсюда следующие задачи:
1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
3. Повышение педагогической культуры родителей.
4. Развитие интереса к культурному наследию.
5. Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства.
Мы, педагоги дошкольного учреждения, тесно взаимодействуем с социумом, общаясь с родителями воспитанников. Консультации, семинары, родительские собрания, наглядная информация – все это основные формы работы с семьей. Существуют и другие виды партнерства, такие как: совместные занятия, праздники, спортивные и интеллектуальные развлечения. В процессе их организации и проведения формируется единый коллектив. Родители воспринимают воспитание детей как серьезный, целенаправленный процесс, анализируют свои собственные действия, начинают видеть, казалось бы, в бытовых мелочах, педагогическое явление.
Организация совместных мероприятий отличается активизацией творческой деятельности родителей, формируются глубинные процессы обращения к качествам личности взрослого: креативности, коммуникабельности, субъективности. Если родители заняты в празднике или развлечении, как персонажи – с ними проводятся репетиции, разучиваются танцы и песни. Они могут получать задания сшить костюм, склеить маску, составить кроссворд, выучить стихотворение и прочее.
Партнерство музыкального руководителя и всех педагогов детского сада с родителями способствуют укреплению семейных связей через творческое общение. Прикосновение к культуре, музыкальному и изобразительному искусству, помогают в игровой, занимательной форме донести до родителей интересы и переживания ребенка. Совместные мероприятия позволяют познакомить мам и пап с тем, что происходит в детском саду и создать крепкий союз с педагогами ДОУ в деле воспитания и обучения своих детей. Вовлекая семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением, используя при этом различные приемы и формы: это организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
В течении года проводятся конкурсы рисунков, поделок и фотографий: «Зимние забавы», «Мама и я – лучшие друзья», «нием, нкй.», «Кз итте», «Снежинки – веселинки», «Лучшая игрушка на ёлку», «Весна-веселинка», “Нрз”, “Тукаевские сказки”, «Галерея Победы», “Йолдыз” и многие другие.
Хорошей традицией детского сада стало проведение творческих выставок семейных работ: «Елочка на Новый год», «Моя мамочка – самая красивая», «Подарочки для мамочки», «Осенний букет».
Сейчас педагоги активно стали отправлять работы воспитанников на различные творческие конкурсы, что больше стало мотивировать родителей к совместному творчеству с детьми.
Проведение конкурсов способствуют укреплению связей ДОУ и семьи. Конкурсы побуждают родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развивают творческие способности детей. Цель этой работы: включить родителей в единый творческий процесс, сформировать у семьи бережные, позитивные взаимоотношения. Совместная творческая работа позволяет взрослым полноценно прожить с ребенком игру, труд, праздники и многое другое.
Проведение разнообразных праздников, конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.
Взаимодействию детского сада и семьи по вопросам художественно-эстетического воспитания уделяется достаточное внимание с учетом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей.
Проблемы организации и проведения работы с родителями
Праздник - это самая привлекательная форма решения воспитательно-образовательных задач при взаимодействии родителей с педагогами дошкольного учреждения. По сравнению с образованием ребенка, по мнению родителей, праздник является менее обязывающей процедурой, которая позволяет каждому человеку проявить в процессе этой работы свою компетентность.
Праздник, с точки зрения родителей, близок к праздникам в рамках семейных традиций и предполагает свободную импровизацию, которая ни к чему не обязывает участников.
На празднике присутствует публичность выступления, и если достижения ребенка по развитию речи, сознания, интеллекта незаметны окружающим, то участие в празднике позволяет сразу же получить оценку результата своих достижений.
Формы взаимодействия с родителями:
• родительские собрания;
• консультации;
• конференции;
• консультации; беседы;
• вечера развлечения с участием родителей;
• диспуты
• кружки для родителей;
• тематические выставки;
• встречи с администрацией;
• праздничные концерты;
• педагогические проекты;
• дни открытых дверей.
Взаимодействие с родителями - современное обязательное требование к работе педагога. Участие родителей в мероприятиях дошкольного учреждения стимулирует их собственного ребенка к выступлению. Это и профилактика застенчивости, и формирование публичности, и обогащение содержания общения взрослого с ребенком (обсуждение предстоящих мероприятий и этапов их подготовки).
По мнению психологов 72% детей от 3 до 7 лет - это застенчивые, тревожные дети. Любое публичное выступление, с одной стороны, их травмирует (вплоть до заикания, с другой, - положительно влияет на формирование умения преодолевать сценическое волнение и регулировать собственное состояние. Если при этом на празднике родитель выступает в качестве партнера, то все проблемы снимаются. Ребенок, перенимая опыт взрослых (родителей, педагогов, учится созданию и проведению публичного мероприятия. Такие навыки необходимы любому современному человеку.
Кроме того, согласно современным требованиям государства, родители – это первые учителя детей и участники партнерского взаимодействия с педагогами ДОУ, и поэтому они должны быть хорошо информированы обо всех мероприятиях дошкольного образовательного учреждения, чтобы участвовать в их планировании, корректировке и анализе проведения.
Список литературы
1. Кротова Т. В. «ДОУ и родители - пути сотрудничества»// Управление ДОУ-2006- №4.
2. Ленченко Т. В. «Социальное партнёрство семьи и детского сада»//Управление ДОУ – 2008 - №3.
3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание. -2014.-№2.-С. 4-17.
4. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, - Мозаика-Синтез, Москва, 2016