Галина Сорокина
«Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя малая Родина»
Цель: Формировать чувство патриотизма, осмысливая такие понятия как Родина, малая Родина. Воспитывать любовь к Родине, к малой Родине. Воспитывать интерес детей к истории малой Родины, чувство гордости за место, где они родились и живут; чувство гордости за своих односельчан. Развивать речевую активность детей. Научить детей давать полные ответы на поставленные вопросы.
Предварительная работа:
Беседы о нашей Родине; заучивание стихов, пословиц; экскурсии по селу.
Материал:
Публикация «„Моя малая Родина“» размещена в разделах
Фотографии села, картинки профессий, карта России.
Ход занятия:
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она!
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
Ее мы Родиной зовем,
А Родина – одна!
Вос-ль: Мы с вами живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина (обводит границы страны на карте).
Скажите мне, пожалуйста, почему мы нашу страну зовем Родиной?
Дети: Мы в ней родились, в ней живем, говорим на родном языке.
Вос-ль: Как и у каждого человека, у страны есть имя. Как называется наша Родина?
Дети: Россия.
Вос-ль: Назовите столицу нашей Родины?
Дети: Москва.
Вос-ль: Какая она, наша Родина?
Дети: Большая, много лесов, рек, озер. В ней проживает много разных народов.
Вос-ль: О любви к Родине люди сложили немало мудрых пословиц. Кто назовет нам их?
Дети:
- Родина любимая - что мать родимая.
-Одна у человека мать, одна у него и родина.
-Человек без родины, что соловей без песни.
-Жить – родине служить.
-Родная сторона – мать, а чужая мачеха.
-На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Вос-ль: Дети, наша Родина-это Россия. И Родиной мы зовем ее, что все в ней для нас родное, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему языку. Даже пословица говорит, что она нам, как «мать родимая». Наша Родина велика и необъятна. В ней есть много лесов, озер, рек, городов и сёл. А кто мне скажет, с чего начинается Родина?
Дети: Родина там, где мы родились.
Вос-ль: Верно, дети! Родина там, где мы родились и живем. А живем мы в селе. Село наше – это наша маленькая Родина. Как называется наше село?
Дети: Ладовская Балка.
Вос-ль: А хотите знать, как образовалось наше село?
Дети: Да.
Вос-ль: Из-за давности событий трудно дать точное объяснение появления села. Существует несколько легенд, вот одна из них. Большинство поселений на Северном Кавказе основано в 18-19 веках переселенцами из центральных губерний царской России. Сохранившиеся исторические описания говорят о том, что люди выбирали удобные места для жизни: берега рек, озер, балки. В 1832 году переселенцами из Орловской, Воронежской, Тамбовской и Полтавской губерний было основано село. Свою балку жители назвали Ладной. Отсюда и название Ладовская Балка, т. е. хорошая балка.
Село расположено в 27 км от районного центра. Лежит в балке, защищенной с севера и юга, но открытой с востока и запада, поэтому ветреная погода здесь не редкость. Через село протекает река с одноименным названием, являющаяся правым притоком реки Горькая Балка, вода которой имеет горько-соленый вкус.
Вос-ль: Дети, скажите, пожалуйста, как называется наша речка?
Дети: Ладовская Балка.
Вос-ль: Много стихов написано поэтами о Родине, о родной стране, о городе, поселке, селе. Послушайте стихи о нашем селе.
Дети читают стихи:
1. Как старая седая Балка,
Из-под раскидистых бровей
Ты смотришь Ладовская Балка,
В лицо медвеженских степей.
2. Не исчезай, мое село,
Твои берег выбрали селяне.
И ты в него, судьбе назло,
Вцепись своими тополями.
Прижмись стогами на лугу
И не забудь в осенней хмари:
Мое село, как «Слово о полку…»
В одном бесценном экземпляре.
Вос-ль: Замечательные стихи прочитали нам девочки про наше село.
Физминутка.
Здравствуй, мир (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья (поворот головы)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край, ты мой могучий!
Здравствуй же, страна моя!
Здравствуй, мир!
Встречай меня!
Вос-ль: В настоящее время Ладовская Балка стала крупным благоустроенным селом, с множеством улиц.
-Скажите, как называются улицы, на которых вы живете? (ответы детей).
-Вот видите, сколько у нас улиц в селе.
Вос-ль: Ребята, а какие учреждения нашего села вы знаете?
Дети: Школа, Детская школа искусств, больница, Дом культуры, 2 детских сада, почтовое отделение, филиал Сбербанка, администрация села, 2 аптеки, магазины.
Вос-ль: Есть ли у нас памятники в селе?
Дети: Да. Памятник-мемориал «Скорбящая мать».
Вос-ль: В селе живут, трудятся, работают люди разных национальностей, разных профессий. Основное занятие жителей села – хлеборобство.
Подумайте и назовите профессию людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы.
Вос-ль: Назовите технику, на которой трудятся хлеборобы.
Дети: Трактора, комбайны.
Вос-ль: Но чтобы вспахать, посеять, вырастить и собрать урожай, нужна исправная техника. Где её ремонтируют?
Дети: В мастерской.
Вос-ль: Эта мастерская называется МТМ (Машинотракторная мастерская). Какой ремонт делают тракторам?
Дети: Меняют колёса, делают мотор.
Вос-ль: Кто трудиться на ремонте техники?
Дети: Токари, слесари, сварщики, электрики.
Вос-ль: Много людей занято на ремонте. Они знают, что от их умения зависит будущее урожая. Есть люди, которые зимой ремонтируют технику, а весной и осенью садятся за штурвал трактора, комбайна.
Вос-ль: Что выращивают хлеборобы на полях села?
Дети: Зерно.
Вос-ль: Наше зерно отличается высоким качеством. А что с ним делают?
Дети: Везут на мельницу, мелят муку.
Вос-ль: А куда везут муку с мельницы?
Дети: На пекарню, где пекут хлебобулочные изделия, хлеб.
Вос-ль: В нашем селе есть своя пекарня и там трудятся люди, какой профессии?
Дети: Пекари.
Вос-ль: Правильно. А люди, каких профессий нужны нам в селе? Знаете?
Дети: Знаем!
Вос-ль: Тогда я предлагаю вам поиграть в игру «Все работы хороши, выбирай на вкус», но вы должны выбрать картинки с изображениями тех профессий, которые необходимы нашему селу (выставляются картинки).
Дети: Это пожарный он тушит пожары, спасает людей и здания. Он мужественный, сильный. Нам пожарные в селе нужны.
Дети: А это учительница. Она работает в школе. Учит детей читать, писать. Учителя нам нужны.
Дети: Это шофё р он перевозит разные грузы: зерно, кирпич на стройку. Без них село жить не сможет.
Вос-ль: Ребята, а почему картинки с изображением космонавта, лётчика остались лежать на столе.
Дети: У нас в селе нет космодрома.
Дети: У нас нет аэропорта, поэтому в нашем селе им негде работать.
Вос-ль: Ребята, вы любите свое село?
А что вы хотели бы сделать для своего села, чтобы оно стало краше, лучше?
(Дети перечисляют)
Дети: Я хотела бы посадить много елочек. Они зеленые и пушистые.
Дети: Что бы дома стали красивыми, я их покрасил бы в желтый, голубой и белый цвет.
Дети: Будет очень красиво, если мы посадим много-много цветов.
Вос-ль: Да, это действительно украсило бы наше село.
Ребята, представьте, что лист это клумба, а краски это цветы.
(Дети садятся за столы и быстро рисуют цветы методом тычка.)
Вос-ль: Готово? Выходите, покажите свои рисунки.
Как много цветов! Да, цветы получились яркие, красивые.
Они будут украшать село, радовать всех вокруг, делать наши улицы нарядными.
Вос-ль: Дети, сегодня на занятии мы много узнали о своём селе, нашей маленькой Родине, о профессиях людей, которые трудятся в нашем селе. Но главное, вы старались сделать наше село краше. Молодцы!
А в завершении, давайте послушаем стихотворение о малой Родине.
Мой милый район: золотистые нивы,
Ковыльные степи, цветные луга,
Над селами нежно склоненные ивы,
Бегущая лентой степная река.
Расти, и цвети, ни на что невзирая,
И миру дари лишь хороших людей.
Степное лицо Ставропольского края,
Всех дальних земель ты милей и родней!