Папки-передвижки

«Мои эмоции». Семинар-практикум для воспитателей ДОУ

Андреева Екатерина
«Мои эмоции». Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

"Мои эмоции"

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ.

Подготовила: Педагог-Психолог,

воспитатель

Андреева Е. А.

Описание материала:

В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок в педагогических коллективах, что зачастую выступает причиной возникновения стресса у педагогов, возникновения у них психосоматических расстройств и заболеваний.

Публикация «„Мои эмоции“, Семинар-практикум для воспитателей ДОУ» размещена в разделах

Предлагаемый семинар ориентирован на оказание психологической помощи и поддержки педагогам, испытывающим чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни. Теоретический и практический материал данного семинара помогут педагогам правильно оценить возможности своей нервной системы, познакомиться с приемами восстановления психоэмоционального состояния, нестандартно решать повседневные проблемы.

Цель:

Ознакомление педагогов с понятием «эмоции», «стресс», «психологическое здоровье».

Задачи:

-мотивировать педагогов на изучение собственного эмоционального мира;

-наполнить содержанием понятие «эмоции»;

-способствовать осознанию собственных эмоций;

-обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;

-формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;

-развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;

-формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.

Форма организации мероприятия: семинар-практикум.

Наглядный и раздаточный материал: презентация,, тесты для каждого «Подвержены ли Вы стрессу», Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания, белые листы бумаги.

Участники мероприятия: педагоги, специалисты, администрация.

Продолжительность мероприятия: 45 минут

План проведения мероприятия.

1. Организационный момент. Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, озвучивание его целей.

2. Теоретическая часть: Эмоции. Способы выражения.

3. Практическая часть: снятие эмоционального напряжения.

4. Теоретическая часть: Стресс.

5. Практическая часть: Работа с тестом «Подвержены ли Вы стрессу?»

6. Раздаточный материал: Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания. Упражнения, способствующие снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости

7. Подведение итогов.

8. Тест на психоэмоциональное состояние

Ход проведения семинара

1 СЛАЙД. Здравствуйте дорогие коллеги, прошу присаживаться на удобные для Вас места. По традиции начнем с передачи нашего клубка по кругу и называем в каком настроении Вы сейчас находитесь и какие эмоции Вас наполняют.

При передачи в обратном направлении говорим соседу то, что на Ваш взгляд поднимет ему настроение, немного приободрит.

Какие эмоции у Вас вызывали слова Ваших коллег?

Как раз сегодня, я хотела бы поговорить с Вами об ЭМОЦИЯХ.

2 СЛАЙД Профессия «Педагог» требует от нас больших резервов самообладания и саморегуляции, поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности.

Кто может назвать, что с Вами происходит после пребывания в напряженных ситуациях? (педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться).

3 СЛАЙД В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критичекого момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, и что приводит к соответствующим последствиям.

4 СЛАЙД Человек живет эмоциями. Итак, что же такое «эмоция», какие бывают эмоции, какие из них разрушают личность, возможно ли контролировать свои эмоции и управлять ими?

На эти вопросы не знают ответы многие взрослые, что же говорить о детях. Наша с Вами задача не только научиться самим понимать, принимать и овладевать своими эмоциями, но научить наших детей.

5 СЛАЙД Есть несколько определений. Наиболее подходящие на мой взгляд следующие:

1. Эмоция – реакция организма в ответ на сравнение реальности со своими ожиданиями.

2. Эмоция - это выражение чувств и отношений человека к окружению или себе.

3. Эмоция - это взрыв, повышение давления и пульса и т. д.

6 СЛАЙД Эмоцию сам человек или тот, на кого она направлена, может оценивать как положительную (радость, удовлетворение) или отрицательную (гнев, печаль,злость)

7 СЛАЙД Бывают простые (базисные эмоции): страх, удивление, радость, грусть, гнев, прилив сил, интерес, игнорирование…- они понятны любому.

Сложные: обида, печаль, удовлетворенность, стыд, вина, презрение. Эти эмоции формируются уже не только как реакции нашей первой сигнальной системы. Сюда «примешивается» и наш прошлый опыт, и рассуждения по поводу ситуации.

8 СЛАЙД Какие же эмоции влияют на нас негативно, разрушая нас? Как Вы думаете? В основном это те, что отнимают у нас силы - астенические: подавленность, вина, обида, унижение, ведь что такое, к примеру, обида? Это подавленная в нас злость.

Мы должны принять то, что мы имеем право злиться, имеем право на свои эмоции. Но! Мы также должны отдавать себе отчет в том, что выражать свою злость можно без нанесения вреда себе и окружающим.

9 СЛАЙД Выбор любой эмоции делаем всегда мы сами! Либо мы управляем эмоциями, либо они берут над нами верх и последствия могут быть очень печальными.

В нашей профессии это немало важно, т. к. мы работаем с детьми. В последнее время в мире участились случаи насилия над детьми, а все почему? Потому что взрослые люди, в частности те, которые работают с детьми, просто не умеют владеть своими эмоциями. Их никто не научил. Эмоции берут верх над разумом человека и зачастую принуждают к необдуманным поступкам, за которые человек в дальнейшем платит высокую цену.

10,11 СЛАЙД Нужно не забывать, что существует педагогическая этика, которая не позволяет нам давать выход эмоциям в том виде, в котором очень бы хотелось. Поэтому возникает необходимость овладения педагогами умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью сохранения и укрепления психического здоровья.

Давайте разберемся как же быть?

Чтобы хорошо контролировать физиологию – нужна тренировка.

Одна из действенных форм выражения эмоций – обычное проговаривание. Если есть возможность выговориться, нам становится существенно легче. Как говорится, произнес - и душу облегчил. Но не всегда получается поговорить с человеком на которого затаил обиду, по различным причинам.

12 СЛАЙД Тогда есть два главных варианта отреагирования эмоций:

1. Через творческое самовыражение, так именуемая арттерапия, позволяющая выразить на листе бумаги все чувства.

На прошлом методическом объединении Светлана Львовна нам рассказывала о влиянии цвета на жизнь человека и его психоэмоциональное состояние – так называемая цветотерапия. Не забывайте окружать себя, наполнять свою жизнь благоприятными красками.

13 СЛАЙД Экспериментальные исследования Е. Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, зелено-желтые и зелено-голубые цвета. В целом воздействие отдельных цветов на психологическое состояние человека следующее:

Цвет Действие

Белый Располагает к чистоте, создает ощущение легкости, прохлады

Серый Создает скуку, апатию, ощущение холода

Синий Вызывает ощущение холода, тесноты, навевает грусть, успокаивает

Голубой Вызывает ощущение прохлады, отдаленности, успокаивает

Фиолетовый Вызывает ощущение усталости, тяжести, тесноты, подавляет эмоции

Пурпурный Возбуждает, вызывает возвышенные чувства, ощущение тепла

Красный Создает ощущение теплоты, возбуждает при длительном действии приводит к чрезмерной усталости

Оранжевый Создает ощущение теплоты, бодрит

Желтый Возбуждает радость, создает ощущение тепла, простора, легкости

Коричневый Создает ощущение теплоты, устойчивости, спокойное настроение

Зеленый Вызывает ощущение холода, успокаивает

Черный Вызывает ощущение тяжести, тесноты, громоздкости, снижает настроение, угнетает

15 СЛАЙД

2. Через двигательную энергичность;

Почему двигательная? Вспомните, что происходит с вами, когда волнуетесь? Кто-то перебирает в руках маленькие предметы (этой людской потребностью разъясняется успокаивающее действие четок, кто-то прогуливается взад - вперед. А если произошла неприятная ситуация то, кому то необходимо пройтись по улице и просто подышать. Кому то помогает плавание, кому то бег… Чтобы выразить злость физически можно побить или покричать в подушку, попинать мяч ли еще что-нибудь. Каждому подходит свой способ.

Увеличение числа эмоциональных стрессов – расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшилась доля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение.

16 СЛАЙД Что происходит с теми, кто эмоции сдерживает?

Ответ на этот вопрос издавна известен: такие люди заболевают. Недаром говорится, что невыплаканными слезами рыдают внутренние органы. Подавленный ужас, волнение - основная причина язвенной болезни. Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.

Нужно знать, какие упражнения способствуют снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости (приложение 1). Сейчас мы с Вами попробуем выполнить пару упражнений.

1. Упражнение "Продолжи фразу"

- Я горжусь своей работой, когда я:

- Не хочу хвастаться, но в своей работе:

Провести челенж, сперва распределившись на команды.

2. Упражнение "О ребенке"

Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ребенка. Предпосылкой позитивной педагогики является умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.

Выбрать и назвать одного из детей группы, которого Вы считаете трудным, затем найти и назвать 5 его хороших качеств.

6. Упражнение “Ведро мусора”

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

В каждом из нас есть так называемые эмоциональные вирусы – когда ты не можешь перестать о чем-то думать.

1. Сам себя осуждаешь….

2. Должен своему внутреннему «Я»…

3. В каждом есть внутренний ворчун «Так не должно быть»

4. Внутренний жлоб

5. Внутренний усложнитель и т. д.

6. Возникает один вопрос: «Зачем?»

20 СЛАЙД У педагога стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, коллегами, родителями, представителями различных организаций. А если учесть и бытовые проблемы, подорванное здоровье, то уместно говорить о педагоге, испытывающем хроническое стрессовое состояние.

Так что же такое стресс? В переводе с английского «стресс» означает «напряжение». Гансом Селье: «стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям». Стресс – это эмоция в действии

21 СЛАЙД Общая необходимость перестройки организма, адаптация к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса.

При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись.

22 СЛАЙД Знание основных признаков стресса позволит Вам вовремя распознать его появление и принять меры:

Невозможность сосредоточиться на чем-то

Слишком частые ошибки в работе

Ухудшение памяти

Слишком часто возникает чувство усталости

Мысли часто улетучиваются

Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)

Повышенная возбудимость

Работа не представляет прежней радости

Потеря чувства юмора

Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет

Пристрастие к алкогольным напиткам

Постоянное ощущение недоедания

Пропадает аппетит, потерян вкус к еде

Невозможность вовремя закончить работу

23 СЛАЙД Наиболее сильные стрессы обычно испытывают активные волевые люди, которые ставят себе сложные цели и стремятся как можно быстрее достичь их. Высокие притязания вызывают перегрузку, что приводит к стрессу.

Установить причины стресса несложно.

Стресс не может быть устранен полностью. Напряжение – неотъемлемая часть жизни.

24 СЛАЙД Поэтому цель борьбы со стрессовым состоянием – контролирование уровня стресса и управление напряжением для того, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьезные проблемы.

Г Селье «Имеет значение не то, что с Вами случается, а то, как Вы это воспринимаете». Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации.

25 СЛАЙД

Например:

Суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи: использовать слово «зато».

Доказать себе, что «могло быть и хуже».

Сравнить собственные невзгоды с чужим, еще большим горем («а другому гораздо хуже»).

Прием «зелен виноград» (подобно лисице из басни сказать себе, что то, к чему я только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо»).

Вспомните ситуацию, вызвавшую у Вас отрицательные эмоции или стрессовое состояние.

Попробуйте изменить значимость этих ситуаций для себя.

Выводы:

«Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой» Сенека

1. Нужно позволять себе выражать эмоции.

2. Нужно уметь это делать. Найти тот способ, который наиболее подходит Вам.

3. Не допускать перегрузок.

4. Находить время для отдыха.

5. Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Практикум «Как превратить наши эмоции в друзей и союзников» Педагогу, как человеку сознательному, просто необходимо заботиться о своем психологическом здоровье, уметь владеть своими эмоциями, хотя.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мои эмоции». Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 14:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мои эмоции». Семинар-практикум для воспитателей ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Андреева Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД