Миронова Марина
Конспект урока литературы для 5 класса «Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель русского языка и литературы : Миронова Марина Владимировна
Предмет: русская литература
Тема урока : Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Класс : 5А
Характеристика класса :
В классе 15 учащихся. Из них 8 девочек, 7 мальчиков. В целом класс по уровню обучения сильный, легко справляется с поставленными задачами. Все учащиеся довольно легко идут на контакт, активны, ответственны. Есть две ученицы (Наташа Р., Маша М., которые имеют уровень знаний ниже среднего, но и они стараются выполнить задачи, которые перед ним ставятся. Один ученик (максим Л.) не всегда правильно воспринимает информацию в силу своей несобранности. две ученицы (Даша Д., Настя П.) иногда теряются при выполнении заданий в силу своей стеснительности.
Публикация «Конспект урока литературы для 5 класса „Реальное и фантастическое в повести Н, В, Гоголя „Ночь перед Рождеством“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
УМК: Литература, учебник для 6 класса общеобразовательных организаций в 2 частях. Автор-составитель Г. С. Меркин.
Раздел учебника: Из русской литературы XIX века
Количество часов в неделю: 5
Оборудование урока : компьютер, видеопроектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока
Словарная работа
«Фантастическое и реальное в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Тип урока : урок изучения художественного произведения, урок - исследование.
Цель: - раскрытие своеобразия повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Результаты урока :
Предметные:
• сформировать у обучающихся знания о выразительных деталях, яркости и образности языка повести Н. В. Гоголя “ Ночь перед Рождеством”;
• проверить степень освоения текста данного произведения в единстве формы и содержания;
• закрепить навыки работы обучающихся с текстом;
• формировать умение давать характеристику литературным героям;
• познакомить с понятиями «реальное», «фантастическое»;
Метапредметные:
• развивать умения и навыки наблюдения, сопоставления, сравнения, анализа художественного произведения;
• развивать устную речь учащихся, читательскую наблюдательность, образное мышление и творческое воображение;
• развивать воображение обучающихся;
Личностные:
• развивать умение учащихся работать в группе, осознавая личную ответственность за коллективные результаты деятельности;
• корректно защищать свое мнение;
• воспитывать чуткость к слову, нравственные понятия «любовь», «верность», «самопожертвование».
• формировать любовь и уважение к литературным и музыкальным произведениям как к ценностям отечественной культуры;
• способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре.
Методические приемы: технология АМО, работа с таблицей, работа с учебником, характеристика героя.
Ход урока.
этап урока АМО цели этапа работа учителя работа учащихся
Инициация «Машина времени»
Организационный момент. представьте, что изобрели машину времени, которая может перемещать людей во времени и пространстве.
Как вы думаете, куда мы отправимся? На Украину, туда, где происходили события, описанные Гоголем в повести «Ночь перед Рождеством»
Погружение в тему «Билет» Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения,
целеполагание (предварительное) это будет путешествие. А все путешественники пускаются в путь для чего-то, ставят перед собой цели. Какие цели могут быть у путешествия?
для интереса, что-то узнать, познакомиться, пообщаться.
чтобы куда-то поехать, нужен билет. вот у меня билеты. все вы в одну машину не войдёте сразу. поедем по очереди. А зачем мы туда поедем? делятся на группы по цвету и названию билетов, садятся за парты.
на билетах пишут продолжение фразы
1. «туристы» : Я хочу познакомиться, узнать, увидеть.
2. «просветители» : я хочу показать значимость, донести информацию, сделать её понятной…
3: «исследователи» : я хочу сделать открытие, понять
4. «гастролеры» : я хочу применить, проявить себя…
Определение ожиданий и опасений «Билет» Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки
отрывается зона контроля на основной части билета записывают свои ожидания от урока
на зоне контроля записывают опасения
Закрепление изученного (домашнее задание) «чьи вещи» Контроль и коррекция ЗУН
музыкальный фон «звук машины времени»
по классу разложены вещи или их изображения:
черевики
люлька
монисто
мешок с углём
зеркало
месяц
звезды
хвост чёрта
метла
вареники
кисть и холст
Задание для
1гр. :
что это, кому принадлежит,
2гр. : в каком эпизоде встречается
3гр: словарная работа
Парубок –
Дивчина –
Жинка –
Козак –
Хата –
Малевать –
Енерал –
Черевики –
Люлька –
Шинок –
Монисто –
Миряне-
4гр: сыграть сцену с одним объектом дети рассаживаются по партам -- 4 группы
поиск и объяснение находки:
выполнение заданий
А что из этих предметов в жизни нам не может встретиться? хвост чёрта
какие эпизоды не могут быть описанием реальной жизни?
ответы по тексту
Инпут
выведение темы, сообщение нового материала
чтобы нам вернуться из нашего путешествия в реальность, нам надо не перепутать, что настоящее, а что нет. Значит что мы должны разграничить? реальность и фантастику
тема: реальность и фантастика
помогут нам в этом разобраться те, кого мы здесь встретим. называют героев
Проработка содержания темы
«знакомство»
Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК 1гр. : какими вы увидели героев
2гр. : разделите героев на две группы по отношению к реальности-нереальности и охарактеризуйте их
3гр: как Гоголь вводит внутрь реальности фантастику?
4гр: сравните описание нечистой силы у Гоголя и по тексту стихотворения «Бесы» Пушкина Почему они такие разные? описывают по тексту
---
характеристика по отношению к людям, внутреннему миру, чем занимаются
---
фантастика и реальность переплетены, примеры эпизодов (фантастика выглдит как реальность в эпизоде Вакула у царицы)фантастика выглядит, как обыденное, обычное, а реальность наоборот : Петербург- тридевятое царство, фантастический герой Чёрт вместе с реальными персонажами живет и действует, в жизни реальных людей присутствует фантастика
---
выразительно читают стихотворение «Бесы»(фон «Вьюга»)и ответ на вопрос
Эмоциональная разрядка
(разминка) «коляда»
Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии калядки 4гр. проводит разминку, типа флэшмоба
что сейчас прозвучало?
что это такое?
колядки, как и когда проходили колядки
Проработка содержания темы
(прдолжение) из ваших ответов стало понятно, что Гоголь искусно переплетает не только реальность и фантастику, но народные традиции, берущие своё начало в язычестве с христианскими традициями
Бог Коляда и Бог православный.
Откуда же Гоголь взял такой сюжет?
ответы учащихся:
история о полёте монаха на черте
«автобусная остановка» когда люди колядуют, они ходят от дома к дому и поют свои колядки, прославляя праздник Рождества, желая добра хозяевам. каждая из групп сейчас тоже пойдёт по дворам, с пожеланиями и с целью выполнить задание. Нам же надо с вами отчитаться перед современниками, что мы узнали в путешествии.
4 плаката с таблицей (см. прил)
учитель «руководит движением», комментирует ответы каждая группа по очереди вписывает свои ответы, сначала изучив, что написано, дополняя их, но не исправляя. возвращаются к своим плакатам, изучают всё, что написано. выбирают то, что по их мнению правильно. один зачитывает.
для чего Гоголь вводит фантастику в произведение?
-интереснее читать,
-показать, что в нашей жизни могут случиться чудеса
-любую цель можно достигнуть, если к ней стремиться
-что добро побеждает зло, если вовремя понять, что есть добро, а что есть зло Я желаю…
Рефлексия
«книга отзывов и предложений»
Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения вам как людям воспитанным и благодарным, предлагается написать свои впечатления о путешествии в книгу отзывов и предложений. Вы напишите, что вам дало это путешествие, чтобы вы хотели пожелать себе и всем здесь присутствующим. 1. во время путешествия я увидел, узнал.
Я желаю…
2. в процессе подготовки к путешествию я узнал., понял, научился… Надеюсь, что сумел донести всё это местным жителям
Я желаю…
3 во время путешествия я сделал вывод о, понял… Я желаю…
4 во время путешествия я сделал вывод о, понял, попытался представить… Я желаю…
«обратное путешествие» Нам пришло время возвращаться. У вас есть обратные билеты, чтобы попасть назад, изобразите смайлик того настроения, которое вы получили от путешествия. изображают смайлики, показывают всем
д/з На обратной стороне «смайлика» напечатано домашнее задание:
1. «Туристы» : дневник путешественника
2. «Просветители»сообщение о цикле повестей Вечера на хуторе близ Диканьки»
3. «Исследователи» : исследовательская работа: «как проявляется добро и зло в повести «Ночь перед Рождеством»
4. «Гастролёры» : Написать повесть «Предпраздничный вечер в посёлке»
Приложение
элементы произведения Черты реальной жизни
Черты фантастического присутствия
пейзаж Зимняя ночь, реальное время года и время суток
Месяц, звезды ведут себя как живые существа
герои Реальные люди : Оксана, Вакула, Екатерина, Чуб, Потёмкин и др.
Нечистая сила: черт, Солоха
Мистич. Герой: Пацюк
действия героев Любовь Вакулы к Оксане, колядки, запорожцы у Екатерины
Вакула достает черевички, но они уже не нужны Оксане.
Черт крадет месяц, Солоха собирает звезды, вареники сами прыгают в рот к Пацюку.
Путешествие в Петербург на чёрте
ключевые слова, объяснить с помощью них, как автор показывает реальность и фантастику
элементы обычной жизни
---
ученики должны сделать вывод, что реальность (дворец) представлена, как сказка олицетворение, внешний вид, эмоциональность
---
нереальность показана внутри обычной жизни и неотделима от неё