Жанна Большакова
Кружковая работа в старшей группе «Мой край родной»
Кружковая работа в старшей группе «Мой край родной»
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете. Это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.
Публикация «Кружковая работа в старшей группе „Мой край родной“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Кружок «Мой край родной» направлен на развитие познавательных способностей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с заповедниками родного края и его достопримечательностями.
Актуальность темы
С каждым годом состояние природы становится всё хуже. Человек всё чаще и чаще вмешивается в её жизнь. Сокращается разнообразие видов животных, исчезают леса, высыхают реки, заболачиваются озёра. Земля может стать непригодной для жизни людей, если не принимать мер.
Выход один – сохранить природу. Сделать это можно с помощью заповедников, заказников, национальных парков, природных памятных мест.
Цель кружка : расширить знания детей о заповедниках России и о их обитателях.
Задачи
Дать представление о заповедниках России, их назначении.
Расширять и уточнять знания детей о родном крае, познакомить с заповедниками Белгородской области. Закреплять знания о редких животных, птицах, и растениях. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать чувство гордости, что на нашей земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Познакомить со страницами Красной книги России, с дикими животными, занесенными в Красную книгу нашей области.
Создавать условия для развития познавательных способностей детей в ходе реализации кружка.
Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к миру животных.
Формы работы с детьми : беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной и научной литературы, просмотр презентаций и видео фильмов про заповедники и их обитателей, продуктивная деятельность.
Планируемый результат: в процессе дети получат представление о том, для чего созданы заповедники. Обогатятся знания детей о диких животных нашей страны, их образе жизни, питании, жилищах, о жизни в разные времена года, о классификации диких животных (травоядные, хищники).
Дети познакомятся с Красной книгой России, с дикими животными, занесенными в Красную книгу.
Сентябрь
Тема: «Природа и художник»
Программное содержание:
- познакомить с русскими художниками – пейзажистами;
- развивать эстетически - художественный вкус;
- воспитывать интерес и любовь к родной природе.
Тема: «Что такое заповедник»
Программное содержание:
- познакомить детей с заповедниками нашей страны;
- формировать ответственное и бережное отношение к родной природе;
- воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Октябрь
Тема: «Для чего нужна красная книга»
Программное содержание:
- ознакомить с понятием «Красная книга» и некоторыми занесенными в нее растениями и животными;
- закреплять правила поведения в природе;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к живым существам; воспитывать способности к сопереживанию.
Тема: «Заповедник Белгородской области»
Программное содержание:
-познакомить детей с заповедником «Белогорье» Белгородской области, памятниками природы своей территории, своей местности;
-закрепить представления о многообразии животного и растительного мира в заповеднике Белгородской области: виды растений и животных, обитающих на этих территориях;
-воспитывать чувство гордости, сопричастности к природным достопримечательностям своего края, побуждать желание побывать в этих местах.
Ноябрь
Тема: «Животные Белогорья»
Программное содержание:
- познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких животных нашего края, их значение в природе;
-закрепить и обобщить знания детей о диких животных, их приспособлении к условиям жизни;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Тема: «Птицы Белогорья»
Программное содержание:
- обобщить представление детей о птицах родного края;
- формировать умение составлять описательные рассказы о птицах по заданной схеме;
- закрепить знание о перелетных и зимующих птицах;
- воспитывать доброту, желание заботиться о живой природе.
Декабрь
Тема: «Через добрые дела можно стать экологом»
Программное содержание:
- раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки;
- показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.
Тема: «Спасем лки в Новый год!»
Программное содержание:
- познакомить детей с плакатами как особым видом цветного рисунка, на котором
есть слова, призывающие к добрым делам;
- учить бережно относиться к лесу, растущим деревьям;
- воспитывать желание защищать природу;
- воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения
его целостности;
- воспитывать отзывчивость, доброту.
Январь
Тема: «Лес в жизни человека»
Программное содержание:
- уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе;
- формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы;
- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения);
- развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному;
- воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе;
- воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.
Тема: Викторина: «Лесные просторы Белгородчины»
Программное содержание:
- закрепить знания о деревьях, повторить их названия, характерные особенности, принадлежность к разным видам: хвойные, лиственные; повторить правила поведения в лесу;
- воспитывать бережное отношение к родной природе.
Февраль
Тема: «Как люди помогают лесным обитателям?
Программное содержание:
- формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности — подкормке животных;
- воспитывать желание совершенствовать хорошие поступки.
Март
Тема: «Берегите первоцветы»
Программное содержание:
- познакомить с разнообразием первоцветов родного края; особенностями их развития, ролью в природе, взаимосвязь с насекомыми;
- формировать умение детей различать и правильно называть раннецветущие растения, выделяя их характерные признаки.
Тема: «Юные спасатели»
Программное содержание:
- формировать представление у детей о неразрывной связи человека с природой
(человек и природа - единое целое);
- способствовать укреплению знаний детей о лесе и его обитателях;
- развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах;
- закрепить знания детей о правилах поведения в природе, воспитывать бережное и
ответственное отношение к природе, ко всему живому.
Апрель
Тема: «Спасем наши водоемы»
Программное содержание:
- углубить представления об образе жизни морских и речных обитателей и водоплавающих птиц;
- дать представления детям о различных способах очистки воды;
- воспитывать понимание необходимости бережного отношения к водоемам и последствий экологически неграмотного поведения.
Тема: «Путешествие по книгам Виталия Бианки»
Программное содержание:
- уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем В. В. Бианки и его творчеством;
- пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы;
- прививать интерес к книгам о природе своей страны;
-воспитывать экологическую культуру у детей, учить быть внимательными, наблюдательными.
Май
Тема: Рисование плаката «Защитим природу»
Программное содержание:
- обобщить и систематизировать представления детей о роли деревьев, птиц, животных в природе, об их взаимосвязи; о том какую роль играет в охране природы человек;
- развивать продуктивную деятельность детей;
- закрепить умение рисовать деревья, передавая его особенности.
Тема: КВН «Берегите природу»
Программное содержание:
- закреплять знания детей о природе;
- формировать у детей элементы экологического сознания и культуры;
- развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, эрудицию.
ЛИТЕРАТУРА
Т. А. Копцева Природа и художник: Программа по изобразительному искусству. М., 2008.
Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. - М. - Новая школа 1993г.
С. Н. Николаева Общение с природой начинается с детства. - Пермь 1992г.
Л. В. Серых, Г. А. Махова, Е. А. Мережко, Ю. Н. Наседкина
Планирование образовательной деятельности по парциальной программе
познавательного развития дошкольников
«Здравствуй, мир Белогорья!»