Тамара Зиновкина
Конспект занятия по краеведению «Мой город-строитель, мой город-горняк…»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ
.
1. Расширять знания детей об истории,особенностях жизни города, его жителей.
2. Формировать основы понятия «Я — ЖЕЛЕЗНОГОРЕЦ».
3. Расширять словарный запас: железногорцы, улица, дом, жилой, нежилой, город, профессия, горняк, музей, залежи, полезные ископаемые,бурение, скважина, месторождение,окатыш, доменная печь.
4. Пробуждать интерес к познанию, развивать логическое мышление, умение выдвигать предположения,экспериментировать,делать выводы.
Публикация «Конспект занятия по краеведению „Мой город-строитель, мой город-горняк…“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Мой родной город. Конспекты
- Строитель. Знакомство с профессией
- Темочки
5. Воспитывать чувство патриотизма к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым.
Предварительная работа
1. Проведение бесед с рассматриванием фотографий, книг, иллюстраций.
2. Экскурсии.
3. Проведение игр:сюжетно-ролевые «Магазин», «Больница», «Детский сад», «Шоферы». «Путешествие по городу», «Стройка»;
4. Дидактические игры: «Узнай и назови»,»Да-нет»«Ты катись, катись, клубочек» и другие.
Материал.
Открытки с видами города, иллюстрации, рисунки, книги,окатыши, магниты, предметы, сделанные из железа, алюминия, бумаги, камня, дерева. ;непрозрачные баночки \или коробочки\с цветами, фруктами, конфетами, булочками, пирожными, окатышами и т. д. ;обруч,стрелки-указатели,на которых изображены те предметы, которые положены в баночки;прямоугольники- «улицы» размером 20см *60см \по количеству баночек, примерно шесть\, счетные палочки. Карта Железногорска, Курской области, эмблема города и области. Баночки с фруктами, конфетами,булочками и т. д.
Обруч:
в него по очереди по двое входят дети и по-запаху определяют название «улицы».
Стрелки, на которых нарисованы предметы,лежащие в баночках;предмет, который лежит в баночке и нарисован на стрелке, расположить на разных «улицах».
Дети, скоро день рождения нашего города. Это совсем молодой город. Почему его начали строить именно здесь, на этом месте? Почему его так назвали?
Люди каких профессий живут и трудятся в нем? Где они учатся? Чем занимаются в свободное время? Об этом и многом другом мы поговорим с вами сегодня.
/Ребенок читает стихотворение/:
Как песня безбрежной России
Звучат городов имена.
Но все-таки самый красивый
Есть город,друзья, у меня.
Это строки о городе, который мы все любим, в котором мы живем. И чтобы больше
узнать о нем, отправимся с вами в прошлое.
Город Железногорск не всегда был такой большой и красивый.
Здесь когда-то поселок Октябрьский,
Вместо города выстроен был.
В избах печи топили, да деток растили.
В поле хлеб колосился.
Тем крестьянин и жил.
Очень давно, еще при Петре Первом, работали под городом Курском землемеры.
Они обнаружили,что стрелка компаса показывает утром не на север, а на восходящее солнце,
на восток. Это говорило о том, что в этом месте есть залежи железной руды. Но в то далекое время не было возможности добывать ее.
И лишь много позже геологи приступили к разработке железорудного месторождения. Потом буровики глубоко в земле начали бурить скважины, чтобы исследовать, богатое это месторождение или нет.
Что же такое железная руда /показ/ -это природное минеральное
скопление,содержащее железо. Это минерал от красно-бурого до черного цвета. Шагающий экскаватор зачерпнет руду ковшом-черпаком, повернется — и нагружен целый вагон или гигант-самосвал. Потом руду на заводе дробят /показать/, обжигают в огромных печах,
перерабатывают и получают окатыши /комочки измельченной руды/.А уже из окатышей
в огромных доменных печах/показать печь/ при высокой температуре выплавляют металл-
железо. Оно расплавляется, и люди, заливая его в формы, получают нужные детали, предметы, орудия труда и т. д. /показ на картинках/.
Железо обладает одним очень интересным свойством: оно притягивается магнитом
/другим минералом/. Сейчас я приглашаю вас в исследовательскую лабораторию.
Чтобы попасть в нее /физминутка/-надо пройти через болото/дети идут, высоко поднимая ноги, руки на поясе/, перепрыгнуть через ручей/прыгают/, поймать пушинку/»ловят»/, положить ее на ладошку/»кладут»/ и сдуть/дуют/. Вот вы и пришли. На
столе лежат предметы из разных материалов. Попробуйте на глаз определить, какие из них сделаны из железа, а какие нет? А теперь проверьте правильность выбора с помощью магнитов, и разложите предметы в два обруча:в красный-которые притягиваются магнитом,
в желтый-которые не притягиваются. /Это игра «Я- магнит»/.
Вывод;не все предметы притягиваются магнитом, значит они сделаны из другого материала.
Попробуем выявить свойства железа, для этого сравним его с предметами, сделанными из других материалов.
Рассмотрим таблицу, в левом столбике которой расположим предметы из различных материалов, а в верхней строчке-свойства;прозрачность,прочность, горение,плавает или тонет в воде,притягивается магнитом или нет и проверим с помощью опытов.
Опыты. 1. Посмотреть сквозь металлический предмет, например, на карандаш-он не виден, значит железо не прозрачное.
2. Попробовать на ощупь;какая поверхность металлических предметов-гладкая, холодная. Далее положить в сосуд с горячей водой ложку. Что произошло?-она нагрелась. На морозе она охладится так, что можно приморозить язык-железо обладает хорошей теплопроводностью.
3. Если ударить молотком, что произойдет?-не разбивается. /Чтобы из железа сделать что-нибудь, его надо раскалить докрасна и с помощью молота и наковальни придать нужную форму. Людей, которые этим занимаются, называют кузнецами.
4.»Тонет-не тонет»-опустить в сосуд с водой,например, ложку, вывод.
5. Еще раз провести опыт с магнитом, вывод. Те же опыты провести с другими предметами.
Вывод:железо твердое,прочное, на ощупь гладкое,холодное,имеет блеск, не горит, но хорошо проводит тепло/нагревается или охлаждается/, тяжелое, тонет в воде. Изделия, получаемые из железа, прочные. Но у железа есть и недостатки:оно подвергается коррозии/ржавеет/, из него нельзя делать самолеты/почему?/,можно танки/почему?/ и т. д.
Мы немного отдохнем и опять играть начнем: упражнение для глаз-
Летела муха мимо уха, летели осы мимо носа,летел комар сел на лоб, а мы его «хлоп».
/Следим глазами за движением кончика указательного пальца вокруг лица/.
Стук в дверь. Входит горняк/взрослый в одежде горняка/
Дети, вы меня узнали? Да, я горняк. Хотите со мной поиграть?
ИГРА «ГОРНЯК»
Дети встают в круг. В центре-взрослый. Он полулежит, опираясь на локти. Дети водят. хоровод и поют:
Что, горняк, лежишь молчишь?
Так загадочно глядишь.
Лучше с нами в круг вставай
И немного поиграй.
Горняк встал и говорит:»Вы хотите поиграть?
Я вас буду догонять
А того, кого поймаю
В твердый камень превращаю!»
Горняк догоняет детей. Ребенок, до которого он дотронулся, застывает на месте, изображая любую скульптуру. Горняк выбирает самую красивую, теперь ребенок выполняет роль горняка, игра повторяется. Подвожу итог игры, поощряю детей.
Продолжаем беседу. Могут ли в нашем городе жить только горняки? Почему нет?/Потому что им надо где-то жить, покупать одежду, продукты, отдыхать,лечиться, учить детей, водить их в детский сад и т. д. /
А где же взять дом,где будет жить горняк? Больницу, где будет лечиться? Магазин, школу, библиотеку, бассейн? Надо построить. Поэтому вместе с горняками возводить все эти здания приехали кто?-строители.
Строитель: Строю я дома красивые
Солнце на моих лежит руках
Я хочу, чтобы железногорцы счастливо
Жили в этих солнечных домах.
Представьте себе, что вы маленькие волшебники-строители и сможете построить красивые здания: кто школу, кто бассейн. Вы будете и архитекторами и строителями одновременно.
/Можно объединить за столами, а можно в две команды-каждый игрок использует не более трех палочек,это условие в командной игре. Двое детей строят любые красивые здания,
потом комментируют свою работу.
Итог:молодцы, справились с заданием, будет горнякам где и жить, и отдыхать.
А теперь послушайте загадку: В два ряда дома стоят
10, 20, 100 подряд.
Прямоугольными глазами
Друг на друга все глядят. /улица/.
Вы построили многоэтажные дома, образуя тем самым улицы. Каждая улица имеет свое название. Какая улица в нашем городе самая главная? На какой улице находится детский сад? Это широкая и длинная улица. Какие здания находятся на ней? Транспорт?
Каждая улица может рассказать о себе, например., по запаху.
Если на улице пахнет сдобой-значит на ней пекут хлеб или находится булочная. Если пахнет конфетами, шоколадом или чем-то подобным, значит здесь находится кондитерская фабрика;
если пахнет рыбой, колбасой, фруктами-это магазин или продовольственный рынок.
А если бензином-то это бензоколонка. Воздух на этой улице тяжелый, значит улица больна, ее надо лечить. Как? /ответы детей/. Какие фабрики есть в нашем городе?/дробильная, окомкования, которые выбрасывают в воздух вредные вещества/.
Как здесь лечить?-На трубы заводов необходимо срочно поставить специальные фильтры, улавливающие вредные вещества.
Железногорск все время строится, появляются новые улицы. У них еще нет названия. Их вы будете придумывать сами.
ИГРА «Придумай название улицы» (работа в парах)
Дети стоят в большом обруче (это наш детский сад, от которого отходят 6 дорожек. На концах дорожек стоят закрытые салфетками с дырочками баночки с содержимым (например, фрукты, парфюмерия, сдобные булочки и т. д., в отдалении-указатели. Пара за парой /группа из 12 человек/ поочередно проходят по своим дорожкам к баночкам, стараются угадать запах; если это им не удается, то при помощи воспитателя на вкус или на ощупь определяют содержимое коробочки. Определив, что это, ищут соответствующий указатель и устанавливают на подставку /можно просто положить/, придумывая название улице / .«Фруктовая», «Цветочная», «Сдобная», «Виноградная», «Парфюмерная», «Горняков» и т. д. /
Итак, построен новый микрорайон. Какие здания в нем есть? /высокие, низкие,широкие, узкие, панельные, кирпичные, жилые, нежилые/. Жилые-это /в которых люди живут/. Нежилые-это /в которых они работают/.
Послушаем стихи, которые приготовили дети о нашем городе:
1. Мой город-строитель,
Мой город- горняк.
И главный в нем житель,
Конечно же, я!
В нашем городе чудесном
Я живу уже пять лет.
Знаю, лучше Железногорска
Города в округе нет!
Знаю улицы и парки
И Михайловский рудник,
И дорогу в детский сад
Через скверик напрямик!
4. Я вырасту крепким,
Работать пойду.
Грузить экскаватором буду руду.
Мой город родной мне
И я тут не гость
Династия наша-рабочая кость.
ИТОГ. Обращаю внимание на выставку книг/. Эти книги рассказывают о Железногорске, его улицах, домах, жителях. Железногорск — один из самых зеленых и красивых городов Курской области. Это один из лучших малых городов России.
За что мы любим свой город?
За памятные с детства места-улочки, дворы, школы, за тишину парков и скверов.
А еще за героическую историю освоения железорудного месторождения, за то, что здесь живут и работают прекрасные люди-первопроходцы освоения месторождения, ветераны,
принимавшие участие в строительстве ГОКА и города. Они не жаловались на трудности, работали по 12-14 часов в сутки и при этом жили активной полнокровной жизнью: отдыхали, учились, воспитывали детей.
Основа сегодняшних достижений нашего города-это сохранение славных трудовых традиций, заложенных первопроходцами, продолжение дела отцов и дедов их детьми и внуками, то есть трудовые династии.