наталья баранова
Город Ржев — город воинской славы
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется: «Ознакомлению дошкольников с историей родного города».
Цель: Воспитание зачатков гражданских чувств, любви к родному городу, краю.
Задачи:
1. Создавать возможности для накопления субъектного опыта:
• опыт эмоционально – ценностного отношения к родному краю,
• опыт самостоятельного получения информации,
• опыт осуществления способов деятельности,
• опыт творческой деятельности.
2. Воспитывать любовь к родному городу.
Публикация «Город Ржев — город воинской славы» размещена в разделах
3. Сформировать представление о себе как о жителе г. Мурманска (Я – мурманчанин) .
4. Дать элементарные географические представления о родном городе.
5. Дать элементарные представления об истории, культуре родного города.
6. Развивать когнитивные способности, познавательные интересы, познавательную активность детей дошкольного возраста на региональном материале.
7. Развивать креативные способности воспитанников, стимулировать стремление детей отражать в своих работах полученные представления о родном крае.
Средства реализации: «Ознакомления дошкольников с родным городом, краем» :
1. Экскурсии, целевые прогулки по микрорайону, в музеи города, по городу.
2. Рассказы с целью сообщения знаний.
3. Беседы с детьми.
4. Чтение художественной литературы.
5. Создание коллекций (минералов, открыток, фотографий) .
6. Изобразительная деятельность.
7. Праздники и развлечения.
8. Игровая деятельность: дидактические игры, настольно печатные игры, сюжетно – ролевые игры.
9. Познавательная, опытно – экспериментальная деятельность.
10. Просмотр видеоматериалов.
Работа ведё тся по следующим этапам:
1 ЭТАП «Моя семья».
Цель: Дать элементарные представления о членах семьи, профессиях родителей, о том, чем они занимаются.
Задачи: Воспитывать уважение к труду взрослых.
Социальный мир: моя семья, профессии моих родителей, моя группа.
2 ЭТАП «Мой ближний круг».
Цель: Познакомить с историей ближайшего микрорайона.
Задачи:
1. Познакомить с историей названия улиц.
2. Учить ориентироваться в своём микрорайоне.
3. Развивать познавательный интерес к ближайшему окружению.
Социальный мир: мой детский сад, знакомство с близлежащим микрорайоном, с некоторыми улицами города.
3 ЭТАП «Город моего детства».
Цель: Дать элементарные представления об истории родного города.
Задачи:
1. Воспитывать любовь и уважение к родному городу, к людям живущем в нём через историческое прошлое.
2. Продолжать знакомить с историей возникновения нашего города.
3. Познакомить с великими людьми, прославившими наш город.
Социальный мир: я живу в Ржеве, основные профессии ржевитян, памятники, достопримечательности города.
Были разработаны серии конспектов по «Ознакомлению с историей родного края, города» :
• Занятие: «Мой город, мой край».
• Занятие: «Моя семья».
• Занятие: «Детский сад, детский сад милый сердцу островок».
• Занятие: «Кто о нас заботиться».
• Занятие: «Мои друзья».
• Занятия: «Северные улицы».
• Занятия: «Улицы капитанов».
• Занятия: «Улицы имени героев».
• Занятие: «О чём рассказала карта».
• Занятие: «Путешествие в прошлое».
• Занятие: «Город Мечты».
Ещё одним средством реализации задач являются дидактические игры. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
Мы предлагаем наши игры:
• «Найди игрушку».
• «Где спрятан сюрприз».
• «Помоги Незнайке найти дорогу в наш детский сад» (ориентировка на плане) .
• «Я – экскурсовод».
• «О чём рассказывает герб?».
• «Профессии нашего города».
• «Кто где живёт».
• «Путешествие по городу».
• «Что такое хорошо, что такое плохо».
• «Что лишнее?».
• «Улицы капитанов».
• «Северные улицы».
• «Улицы имени героев».
Важной темой в дошкольном возрасте является воспитание гражданственности.
Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, социальной среде.
История человечества свидетельствует: вопросы гражданского воспитания всегда находятся в центре внимания любого государства.
Гражданственностью понимается интегративный комплекс качеств личности, который определяет её социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, а также принятыми правовыми и моральными нормами.
Детей дошкольного возраста чаще называют «почемучками». У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться на всё окружающее, новое в жизни. Именно краеведческая деятельность даёт дошкольнику возможность контакта с окружающим миром; убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формируют образ родного края.
Условия реализации данной темы – это естественная для дошкольников среда жизнедеятельности, «малая родина» : социальная и природная сфера микрорайона, отдельные страницы истории и культуры родного края.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется: «Ознакомлению дошкольников с историей родного города».
Система и последовательность работы по краеведению помогла нам не только расширить представления детей о родном городе, истории, о нашем ближайшем окружении, но поставить ребёнка в позицию активного субъекта своей деятельности.