Анастасия Баженова
Многообразие форм и методов деятельности педагога при обучении грамоте дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Многообразие форм и методов деятельности педагога при обучении грамоте дошкольников»
Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути — получение качественного дошкольного образования.
Почему нужно обучать грамоте до школы
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.
Как строится процесс обучения грамоте
Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:
• знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
• деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
• анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
• знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
• основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.
Формы и методы обучения
Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.
• Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.
• Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
• Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии.
Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации : зрительный, тактильный, слуховой.
При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д. Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно вводить работу на раздаточном материале.
Этапы обучения дошкольников грамоте
Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?
Вторая младшая группа
Задачами этого года являются:
• обогащение словаря;
• развитие умения правильно и чётко произносить слова;
• формирование умения различать звуки;
• знакомство с понятиями «слово» и «звук».
Основные формы работы : беседы, чтение, заучивание стихов, игры.
На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».
Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги — звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги — шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).
Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов, «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).
На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале педагог демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.
Возможна театрализация знакомой сказки. Вспоминаем сказку «Колобок». «Катится, катится Колобок по дорожке. А навстречу ему…». Дети продолжают: «Заяц!». Ребёнок с игрушкой зайца в руках выходит вперёд и становится перед детьми. Так же обыгрываем встречу с остальными героями сказки. Воспитатель по очереди обращается к детям с игрушками, стоящими впереди: «Каким словом называется твоя игрушка? Все вместе скажем это слово». И так для всех персонажей. При выполнении подобных упражнений концентрируется внимание на понятии «слово».
Средняя группа
Задачами этого года являются:
• дальнейшее развитие и увеличение словаря;
• формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;
• заучивание стихов, пословиц и поговорок;
• закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;
• формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.
Основные формы работы : беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.
Старшая группа
Можно выделить следующие задачи:
• дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция;
• распознавание слов, содержащих определённый звук;
• расстановка ударения;
• умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий);
• деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.
Малышам нужно научиться правильно определять гласные звуки, не пропуская их в словах. Именно точное произношение гласных звуков определяет красивую речь. Изучение обычно идё т по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].
После изучения гласных звуков идёт изучение согласных.
Опытные педагоги рекомендуют начинать изучение согласных со звуков [м], [н]. В силу своей артикуляционной особенности они лучше всего подходят для усвоения слияние звуков и слогового чтения.
Подготовительная группа
Можно выделить следующие задачи обучения грамоте в этом году :
Образовательные 1. Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
2. Ознакомление со слогом, слоговой структурой слова. Формирование умения – делить слова на слоги.
3. Ознакомление с гласными и согласными звуками, усвоение смыслоразличительных функций звука.
Воспитательные
1. Развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.
2. Воспитание бережного отношения к книге, дидактическим материалам.
3. Начальное литературно-эстетическое воспитание детей.
Развивающие
1. Развитие звуковой культуры речи.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие графических навыков и моторики.
4. Развитие звуко-буквенного анализа.
5. Развитие коммуникативных навыков
По итогу к концу периода обучения детей грамоте в дошкольном возрасте они должны уметь:
• различать понятия «звук», «буква»;
• буквы русского алфавита;
• определять наличие и место заданного звука в слове;
• анализировать звуковой состав слова;
• определять количество слогов в слове;
• плавно читать слоги, сознательно читать слова;
• замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими способами словообразования;
• взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Выполнила: воспитатель Баженова Анастасия Владимировна