МААМ-картинки

Мнемотехника в развитии речи дошкольников

Татьяна Завалишина
Мнемотехника в развитии речи дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ

грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития

ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного

возраста – явление очень редкое. Поэтому развитие речи становится все

более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот

процесс, можно использовать различные дидактические игры,

Публикация «Мнемотехника в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

инновационные приёмы, методы, технологии. Случается, применением

общепринятых методик обучения не всякий раз можно ждать долгожданного

результата, следовательно, их необходимо дополнять такими средствами,

которые облегчат процесс вырабатывания связной речи. К таким средствам

относятся приемы мнемотехники, как средства развития связной речи

дошкольников.

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

Область применения мнемотехники широка. Приёмы мнемотехники использую для :

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов;

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или

словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст

зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу,

стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные

знаки. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую

информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания

монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность,

лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Основные задачи мнемотехники :

Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Развитие творческих способностей, фантазий.

Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно

переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников

являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное

изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например:

дом, дерево, цветок и т. д.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое

изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. Д

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание,

демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую

из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых

предложения.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание,

демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую

из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых

предложения.

Мнемодорожкасуть заключается в следующем: на каждое слово или

маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь

текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок

легко воспроизводит текстовую информацию.

Заполнение и отгадывание мнемодорожек вызывают у детей живой

интерес. Вариантов использования множество. Это и составление

предложений, и проговаривание чистоговорок для автоматизации звуков, и

подбор однокоренных слов.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из

блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ

или выучить стихотворение.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная

информация. Мнемотаблицы содержат в себе графическое или частично

графическое изображение предметов, персонажей, явлений природы, т. е

можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать

условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было

понятно детям.

В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи

детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин;

описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей

заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того,наличие

зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и

последовательными, а стихи заучиваются в разы быстрее.

Этапы работы с мнемотаблицами :

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации,т. е. преобразование

из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ или заучивание

стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка

метода запоминания.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные

способности: любой родитель и даже ребенок в состоянии нарисовать

подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному

рассказу, сказке.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой

рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения

становится интересным и быстрым.

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить

стихотворение или пересказать художественный текст и развивать ребенка.

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 6 мая 2023 в 12:19
+50Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника в развитии речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Завалишина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД