Виктория Шантарина
Мягкие модули как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Развитие познавательной активности детей с умственной отсталостью дошкольного возраста – одно из важных направлений в образовательной деятельности учителя-дефектолога. Через различные виды деятельности ребенок познает окружающий мир. Использование мягких модулей в детском саду позволяет педагогам не только развивать познавательный интерес ребенка с умственной отсталостью, но и способствует развитию двигательных навыков, конструкторских способностей, сенсорных функций, развитию речи и творческого потенциала.
Публикация «Мягкие модули как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Умственная отсталость – это качественные изменения во всей психике, во всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. Исследования А. Р. Лурия, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и других показали, что у умственно отсталых детей (интеллектуальными нарушениями) имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия систем. Все это является физиологической основной для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.
В познавательном развитии детей с умственной отсталостью отмечается отставание во всех психических процессах: внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи. Дети не проявляют интереса к окружающему миру: не рассматривают предметы, не берут самостоятельно игрушки в руки, не манипулируют и не действуют ими. У них отсутствует интерес к предметам и любознательность. Они длительное время не различают свойства и качества предметов, самостоятельно не овладевают методом «проб и ошибок» при выполнении познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте они с трудом начинают осваивать сенсорные эталоны (называют некоторые цвета, форму предметов, но при этом не учитывают эти свойства в продуктивных видах деятельности. У них не формируется наглядно-действенное мышление, что отрицательно сказывается на становлении наглядно-образного и логического мышления.
Поэтому, наиболее актуальной проблемой является формирование у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью познавательного интереса в процессе игровой деятельности с мягкими модулями.
Актуальность данной проблемы определяется еще и тем, что развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) в детском саду должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной, безопасной. Мягкие модули обеспечивают максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной организации.
Новизна применения модульного оборудования в детском саду заключается в том, что позволяет развивать не только двигательные способности воспитанников, но и способствует формированию элементарных математических представлений, сенсорных эталонов, развитию социально-коммуникативных навыков, конструкторских способностей, памяти, внимания, мышления.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством мягких модулей.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников с умственной отсталостью познавательный интерес к окружающему миру.
2. Объединить всех участников образовательных отношений для осуществления единых педагогических подходов, обеспечивающих развитие познавательной активности дошкольников.
3. Совершенствовать педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей с умственной отсталостью.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Через игру ребенок познает окружающий мир, приобретает различные навыки, овладевает новыми знаниями и умениями.
В нашей группе компенсирующей направленности ребята очень любят игры с мягкими модулями. Дошколят привлекает красочность, мягкость и легкость форм.
Мягкие модули - эффективная форма для формирования познавательного интереса, стремления узнать что-то новое. Игровые модули безопасны для детей в детском саду. Они многофункциональны, практичны. Все модули имеют яркую расцветку и разнообразную форму, что открывает огромный простор для творческой деятельности и игр детей с умственной отсталостью. Игровые модули хорошо выдерживают нагрузку и не теряют свою первоначальную форму.
Мягкие модули служат материалом для обучающих и развивающих игр с детьми с умственной отсталостью. Их могут использовать все педагоги с детьми дошкольного возраста.
Игровые наборы часто применяю в своей непосредственно-образовательной деятельности, а также и даю детям возможность играть ими самостоятельно.
В своей работе применяю модули для формирования элементарных математических представлений детей с умственной отсталостью. Практические методы являются наиболее действенными у дошкольников и предполагают организацию упражнений, в результате которых ребенок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Игра является ведущим методом формирования математических представлений у дошкольников, поэтому с ребятами играем в такие игры, как «Посчитай по порядку», «Разложи в определенном порядке», «Узкая, широкая дорога для машины», «Большой, маленький», «Сравни», «Низкая и высокая башни» и т. д. В процессе деятельности с элементами – модулями дети знакомятся с формой, величиной, количеством, весом.
Модули также выступают как дидактический материал для сенсорного развития дошкольников с умственной отсталостью. В процессе деятельности дети знакомятся с цветовой гаммой и формой, что позволяет их классифицировать, группировать и объединять в композицию с учетом цвета и формы.
Познавательно-конструктивная деятельность – одно из любимых детских занятий. Она является не только увлекательным, но и полезным для детей. Конструирование создает необходимый фундамент для всестороннего развития ребенка. В процессе конструирования дети с умственной отсталостью приобретают специальные знания, умения и навыки. В процессе создания конструкций из мягких модулей, дети знакомятся с геометрическими объёмными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций). Конструирование из мягких модулей — это своеобразная творчески-продуктивная деятельность. Ребята очень любят выстраивать из модулей «Заборчик для лошадки», «Гараж для машины», «Горку для куклы Кати», «Дом», «Стул», «Стол для гостей», «Машину», «Кораблик» и т. д. В такой совместной игровой деятельности кроме конструкторских навыков у детей развивается внимание, память, мышление, пространственное и цветовое восприятие, двигательная активность.
Для социально-коммуникативного развития использую в своей работе сюжетно-ролевую игру. Целью сюжетно-ролевых игр является обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения в интеллектуальном развитии. Более доступными для детей с умственной отсталостью являются сюжетно-ролевые игры бытовой тематики. Эти игры уточняют представления детей о предметах быта и их предназначения, способствуют формированию навыков самообслуживания, пробуждают интерес к бытовому труду людей. Используя модули, играем в такие игры как: «Я шофер», «У нас дома гости», «Поможем Маше накрыть на стол», «Покатаем кукол на машине», «Мы едем, едем, едем…», «Прокатим кукол с горки», «Я - врач», «Построим куклам дом», «Мореплаватели» и т. д. В игре воспитанники могут менять, переставлять, добавлять детали. Детям очень нравится перемещать модули и создавать свое пространство в групповой ячейке.
Деятельность детей с модулями объединяет всех в общем деле, способствуют интеллектуальной и познавательной активности дошкольников. Игровое оборудование позволяет не только развивать познавательный интерес, но и способствует развитию координации движений, повышает уровень двигательной активности ребят, учит ориентироваться в пространстве.
В минуты отдыха модули служат нам отличным местом для расслабления и успокоения. Мои ребята очень любят полежать на мягком мате, посмотреть книги на удобном кресле и помечтать на уютном диване.
В процессе взаимодействия с мягкими модулями дети познают мир, который их окружает. В результате этого, они обеспечивают свое физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие. Поэтому качествами, которыми обладает это игровое оборудование, имеет очень большое значение в развитии ребенка с ОВЗ.
Мягкие модули, которые чаще всего ассоциируются с двигательной деятельностью, на самом деле дают огромную возможность создать универсальную предметно-пространственную среду, в которой дети могут проявить свою инициативу и творческие способности. С помощью данного средства в детском саду создаётся комфортная обстановка, в которой ребёнок чувствует себя хорошо, при этом узнает много нового и интересного.