ольга ященко
«Мини-музей» в группах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Мини-музей» в группах ДОУ
В последнее десятилетие происходит интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.
Задача ДОУ - создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества.
Публикация «„Мини-музей“ в группах ДОУ» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения представлений о человеке в истории и культуре, для нравственно - патриотического воспитания дошкольников, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения и именно здесь на помощь может прийти музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций.
Фундаментом педагогики музея является: погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Мини музеи в ДОУ являются наиболее оптимальным средством передачи информации. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п.
Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:
• образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового
восприятия, усвоение информации;
• развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления,
развитие интеллектуальных чувств, памяти, обогащение словарного запаса;
• просветительская, направленная на формирование умений, навыков и
адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
• воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная
деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений
воспитанников.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения.
Назначение музея в ДОУ
Музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности. Патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории, и культуре своей страны, формирует художественный вкус, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами, народными умельцами.
Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое восприятие целостной картины мира.
На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы мини-музеев к нам и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.