Лилия
Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Милосердие в детских рассказах А. П. Чехова»
▼ Скачать + Заказать документы
«Милосердие в детских рассказах А. П. Чехова»
(Интегрированная НОД для воспитанников старшего дошкольного возраста)
Л. М. Бобылева
Музыкальный руководитель МБДОУ д\с 36
Г. Таганрог
Задачи: познакомить детей с творчеством нашего земляка, русского писателя А. П. Чехова; показать трудную жизнь мальчика из бедной семьи в старое время, сравнить с жизнью современных детей; воспитывать умение сочувствовать литературному персонажу; расширять круг произведений, на основе которых будет воспитываться грамотный читатель.
Публикация «Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста „Милосердие в детских рассказах А, П, Чехова“» размещена в разделах
Предварительная работа: экскурсии к памятнику А. П. Чехова, в музей «Домик Чехова», оформить выставку книг писателя, доступных для понимания дошкольников : «Ванька», «Каштанка», «Белолобый», «Мальчики», «Спать хочется»,»Купание», «Рыбная ловля», чтение в свободное время; просмотр мультфильма «Каштанка».
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, мультимедиаппаратура с репродукциями портрета писателя, картины В. Г. Перова «Чаепитие в Мытищах»;
Музыкальный материал: «Аvе Маria» Ф. П. Шуберт, «Бедный сиротка» Р. Шуман, «Шутка» И. C. Бах.
Ход занятия:
Звучит пьеса «Аvе Маriа» Ф. Шуберта.
На экране появляется портрет А. П. Чехова.
Педагог: Ребята, посмотрите, кто изображен на портрете?
(ответы детей)
- Кто такой А. П. Чехов?
(ответы детей)
- Что объединяет нас с А. П. Чеховым, хотя все мы родились в разное время?
Дети: Он был нашим земляком, родился в городе Таганроге.
Педагог: Верно. Давайте вспомним, какие произведения великого писателя мы знаем.
(ответы детей)
Педагог: Кто хочет рассказать, что произошло с мальчиком Ванькой Жуковым в одноименном рассказе А. П. Чехова?
(рассказы детей)
Педагог: Ребята, сегодня я расскажу вам о милосердии. Это слово состоит из двух частей: «милое» и «сердце». Оно обозначает готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания. Как часто мы сталкиваемся с тем, когда человеку плохо, его обидели или он грустит, и мы не знаем, как поступить. Одни, испытывая обиду – плачут, другие уходят в сторонку и ни с кем не хотят общаться, а третьи – жалуются на свои огорчения. Некоторые никому не показывают своего горя, и только по их глазам мы можем понять, что человек печалится.
Педагог: Дети, как вы думаете, а кого называют сиротой?
(ответы детей)
А сейчас мы послушаем музыкальное произведение, которое называется «Бедный сиротка».
Педагог: Ребята, какое настроение передано в этом произведении?
(грустное, жалобное, печальное)
Педагог: А что можно сказать о динамике этой музыки? Она звучит громко или тихо?
- Да, она звучит тихо, жалобно, приглушенно. О чем же рассказала нам музыка? Что может рассказать о себе ребенок – сирота?
(рассказы детей)
- Правильно. Его обижают люди, а защитить некому. И поэтому музыка звучит неуверенно и грустно. Послушайте пьесу еще раз.
Педагог. Дети, А. П. Чехов рассказал нам о судьбе мальчика – сироты, а композитор сделал это, используя музыкальные звуки. Художник В. Г. Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах». На картине мы видим мальчика – сироту и инвалида войны. Они решили быть вместе, помогать друг другу, бродить по белу свету, и просить у людей кусочек хлеба.
(детям предлагается рассмотреть репродукцию на экране).
Педагог: А как вы думаете, можно ли передать настроение с помощью цвета?
- Какие краски вам кажутся веселыми, а какие печальными, грустными?
(дети высказывают свое мнение)
- Сейчас попробуем узнать, как вы услышали и «увидели» музыку композитора Р. Шумана «Бедный сиротка». Попытаемся сопроводить ее звучание рисунками.
(дети рисуют)
- А сейчас, давайте вспомним, в каких рассказах А. П. Чехов описывает веселые и радостные события из жизни деревенских ребятишек.
Дети называют:»Купание», «Рыбная ловля», и отвечают на вопросы по содержанию произведений.
Педагог: Немецкий композитор И. С. Бах написал пьесу, которая называется «Шутка». Я предлагаю вам его послушать.
(cлушание произведения)
Педагог: Какое настроение передает музыка?
(шутливое, легкое, озорное)
-Что общего в рассказе и этой музыке?
(ответы детей)
Педагог: А теперь дадим возможность ярким, лучезарным краскам пошутить на бумаге под музыку Баха.
Ребята, мы с вами гордимся тем, что А. П. Чехов, замечательный русский писатель, родился и жил в нашем городе.
- Хочется мне верить – не напрасно
Жил когда-то честно, не спеша,
Человек, в котором все прекрасно –
И лицо, и мысли, и душа.
Т. Сапотницкая
Художественно-музыкальное занятие «По страницам детских рассказов А. П. Чехова»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Бобылева Л. М.
Музыкальный руководитель МБДОУ ДС 36
Г. Таганрог.
Задачи: формировать уважение и интерес к творчеству А. П. Чехова;
- совершенствовать речевую культуру дошкольников;
- развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников;
- способствовать эмоционально-нравственному и социальному развитию детей; воспитывать гордость за свой город, свою Родину.
Предварительная работа: Знакомство с биографией А. П. Чехова. Рассматривание семейных фотографий А. П. Чехова. Экскурсии по чеховским местам города : «Домик Чехова», «Лавка Чеховых», гимназия имени А. П. Чехова, домик имени П. И. Чайковского, памятник А. П. Чехову в городском парке. Знакомство с материалами Таганрогской библиотеки на тему: «Чехов и Чайковский». Просмотр видео «Прогулки по любимому городу». Рассматривание фотоальбома «Чеховские места в Таганроге».
Оборудование: Музыкальный материал: Ц. А. Кюи «Зимой», М. П. Мусоргский «На сон грядущий», В. А. Моцарт «Жил был на свете мальчик…», П. И. Чайковский «Зимний вечер», Э. Тевторадзе «Цирковые лошадки»;
Художественный материал: О. И. Бувалко «Домик Чехова зимой», Н. П. Чехов «Крестьянский мальчик. Ванька Жуков», портрет А. П. Чехова, фотографии семьи Чеховых, фотография гимназии имени А. П. Чехова.
Педагог. Дорогие, друзья, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы скажете, кому оно посвящено?
Т. Риммер «Жил в городе нашем один человек …»
Жил в городе нашем один человек,
И знают, и помнят о нем целый век …
«Антон Чехонте» - вот его псевдоним.
Особый талант ему Бог подарил!
Писал он для взрослых,
писал для детей,
Писал о природе, писал про зверей.
Родители – детям, а бабушки – внукам
Читали «Каштанку», рассказ «Ванька Жуков».
И знаем и помним о нем
целый век …
Он в городе нашем большой Человек!
- Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить?
(ответы детей)
- Правильно. О писателе А. П. Чехове.
Когда-то ваши родители, ваши воспитатели были такими же детьми, как и вы.
Вот и Антон Павлович Чехов был маленьким озорным мальчишкой, который рос в большой и дружной семье, где было шестеро детей.
Все дети были очень умными и талантливыми.
Отца Антона Павловича звали Павел Егорович. Он был купцом, владельцем бакалейной лавки в городе Таганроге.
Мать – Евгения Яковлевна посвятила себя семье и воспитанию детей.
Ребята, а как вы думаете, как в семье ласково называли Антона Павловича, когда он был маленьким мальчиком?
(ответы детей)
Педагог. Молодцы! Сколько ласковых и нежных слов вы назвали. Это потому, что у каждого из вас есть своя дружная семья, которая живет в теплом и уютном доме.
И у Чеховых был свой дом – «Домик Чехова», так ласково мы его называем.
А на какой улице находится «Домик Чехова»?
(ответы детей)
Педагог. Правильно. У каждого человека должен быть свой дом, где его любят и ждут. Где его понимают и принимают таким, какой он есть, где тепло и уютно.
Но Антон Павлович родился зимой. Как же выглядит «Домик Чехова» зимой?
(Детям предлагается посмотреть на мультимедийный экран)
Звучит «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского
Педагог. Музыка занимала особое место в повседневной жизни Антона Павловича.
Его братья Николай и Михаил были музыкантами – любителями. Они хорошо играли на фортепиано.
И сейчас прозвучит одно из известных вам произведений, которое братья любили исполнять.
Звучит «Осенняя песнь» П. Чайковского для фортепиано.
(дети узнают произведение, называют его и называют композитора)
Педагог. Чехов любил, когда братья играли для него целыми часами на фортепиано. А он в это время обдумывал темы своих будущих литературных сочинений.
Звучит «Зимний вечер» П. Чайковского (фрагмент)
Родители Антона Павловича очень хотели, чтобы их дети выросли счастливыми, образованными и талантливыми людьми, и поэтому отдали их учиться в гимназию.
Учиться в гимназии было трудно. Изучали несколько труднейших иностранных языков: латынь, греческий язык, Закон Божий. Но больше всего Антон любил читать, изучать французский язык, играть в театр и танцевать.
Звучит произведение «Жил на свете мальчик» В. Моцарт
- Гимназисты не только познавали науки, в минуты отдыха они играли на школьном дворе в разные игры. И Антон Павлович не был исключением.
А вы любите играть? Давайте и мы поиграем.
Любимые детские игры.
Педагог. А теперь я хочу предложить вам другую игру. Я буду читать вам отрывки из рассказов А. П. Чехова. И если вы будете слушать внимательно, то догадаетесь, из какого рассказа этот отрывок.
Игра «Угадай рассказ».
«…голодная волчица встала, чтобы идти на охоту. Ее волчата крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла…»
«Белолобый»
«… молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, - очень похожая, мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам …»
«Каштанка»
«… Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собой внука …»
«Ванька»
Педагог. Кто автор этих отрывков?
А почему мальчика называли Ванька, а не Ванечка или Ванюша? Как живется человеку, если у него нет рядом родных и близких ему людей, которые бы заботились о нем, оберегали и защищали его?
- А у Ваньки были родители?
- А мог его дедушка защитить Ваньку?
- Как называют ребенка, у которого нет родителей?
(ответы детей)
Педагог предлагает детям послушать произведение «Бедный сиротка» и высказаться, что общего в рассказе А. П. Чехова «Ванька» и музыке Р. Шумана «Бедный сиротка».
(ответы детей)
- Как вы думаете, ребята, чем бы мы могли порадовать Ваньку, поднять ему настроение?
(ответы детей)
Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Каштанка».
- Кто автор произведения?
- Как звали хозяина Каштанки?
- С кем познакомилась Каштанка на новом месте?
- Какое имя дал Каштанке незнакомец?
Предложить детям придумать своё окончание рассказа и поделиться мнением.
ВЕД. В Таганроге под небом обычным
Чехов вырос и начал писать.
Свои мысли, надежды и чувства
Научился в рассказ облекать.
И в душе его яркой звездою
Таганрог согревался теплом.
И из города много героев
Воплотил он в рассказе своём.