МААМ-картинки

Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Милосердие в детских рассказах А. П. Чехова»

Лилия
Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Милосердие в детских рассказах А. П. Чехова»
▼ Скачать + Заказать документы

«Милосердие в детских рассказах А. П. Чехова»

(Интегрированная НОД для воспитанников старшего дошкольного возраста)

Л. М. Бобылева

Музыкальный руководитель МБДОУ д\с 36

Г. Таганрог

Задачи: познакомить детей с творчеством нашего земляка, русского писателя А. П. Чехова; показать трудную жизнь мальчика из бедной семьи в старое время, сравнить с жизнью современных детей; воспитывать умение сочувствовать литературному персонажу; расширять круг произведений, на основе которых будет воспитываться грамотный читатель.

Публикация «Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста „Милосердие в детских рассказах А, П, Чехова“» размещена в разделах

Предварительная работа: экскурсии к памятнику А. П. Чехова, в музей «Домик Чехова», оформить выставку книг писателя, доступных для понимания дошкольников : «Ванька», «Каштанка», «Белолобый», «Мальчики», «Спать хочется»,»Купание», «Рыбная ловля», чтение в свободное время; просмотр мультфильма «Каштанка».

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, мультимедиаппаратура с репродукциями портрета писателя, картины В. Г. Перова «Чаепитие в Мытищах»;

Музыкальный материал: «Аvе Маria» Ф. П. Шуберт, «Бедный сиротка» Р. Шуман, «Шутка» И. C. Бах.

Ход занятия:

Звучит пьеса «Аvе Маriа» Ф. Шуберта.

На экране появляется портрет А. П. Чехова.

Педагог: Ребята, посмотрите, кто изображен на портрете?

(ответы детей)

- Кто такой А. П. Чехов?

(ответы детей)

- Что объединяет нас с А. П. Чеховым, хотя все мы родились в разное время?

Дети: Он был нашим земляком, родился в городе Таганроге.

Педагог: Верно. Давайте вспомним, какие произведения великого писателя мы знаем.

(ответы детей)

Педагог: Кто хочет рассказать, что произошло с мальчиком Ванькой Жуковым в одноименном рассказе А. П. Чехова?

(рассказы детей)

Педагог: Ребята, сегодня я расскажу вам о милосердии. Это слово состоит из двух частей: «милое» и «сердце». Оно обозначает готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания. Как часто мы сталкиваемся с тем, когда человеку плохо, его обидели или он грустит, и мы не знаем, как поступить. Одни, испытывая обиду – плачут, другие уходят в сторонку и ни с кем не хотят общаться, а третьи – жалуются на свои огорчения. Некоторые никому не показывают своего горя, и только по их глазам мы можем понять, что человек печалится.

Педагог: Дети, как вы думаете, а кого называют сиротой?

(ответы детей)

А сейчас мы послушаем музыкальное произведение, которое называется «Бедный сиротка».

Педагог: Ребята, какое настроение передано в этом произведении?

(грустное, жалобное, печальное)

Педагог: А что можно сказать о динамике этой музыки? Она звучит громко или тихо?

- Да, она звучит тихо, жалобно, приглушенно. О чем же рассказала нам музыка? Что может рассказать о себе ребенок – сирота?

(рассказы детей)

- Правильно. Его обижают люди, а защитить некому. И поэтому музыка звучит неуверенно и грустно. Послушайте пьесу еще раз.

Педагог. Дети, А. П. Чехов рассказал нам о судьбе мальчика – сироты, а композитор сделал это, используя музыкальные звуки. Художник В. Г. Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах». На картине мы видим мальчика – сироту и инвалида войны. Они решили быть вместе, помогать друг другу, бродить по белу свету, и просить у людей кусочек хлеба.

(детям предлагается рассмотреть репродукцию на экране).

Педагог: А как вы думаете, можно ли передать настроение с помощью цвета?

- Какие краски вам кажутся веселыми, а какие печальными, грустными?

(дети высказывают свое мнение)

- Сейчас попробуем узнать, как вы услышали и «увидели» музыку композитора Р. Шумана «Бедный сиротка». Попытаемся сопроводить ее звучание рисунками.

(дети рисуют)

- А сейчас, давайте вспомним, в каких рассказах А. П. Чехов описывает веселые и радостные события из жизни деревенских ребятишек.

Дети называют:»Купание», «Рыбная ловля», и отвечают на вопросы по содержанию произведений.

Педагог: Немецкий композитор И. С. Бах написал пьесу, которая называется «Шутка». Я предлагаю вам его послушать.

(cлушание произведения)

Педагог: Какое настроение передает музыка?

(шутливое, легкое, озорное)

-Что общего в рассказе и этой музыке?

(ответы детей)

Педагог: А теперь дадим возможность ярким, лучезарным краскам пошутить на бумаге под музыку Баха.

Ребята, мы с вами гордимся тем, что А. П. Чехов, замечательный русский писатель, родился и жил в нашем городе.

- Хочется мне верить – не напрасно

Жил когда-то честно, не спеша,

Человек, в котором все прекрасно –

И лицо, и мысли, и душа.

Т. Сапотницкая

Художественно-музыкальное занятие «По страницам детских рассказов А. П. Чехова»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Бобылева Л. М.

Музыкальный руководитель МБДОУ ДС 36

Г. Таганрог.

Задачи: формировать уважение и интерес к творчеству А. П. Чехова;

- совершенствовать речевую культуру дошкольников;

- развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников;

- способствовать эмоционально-нравственному и социальному развитию детей; воспитывать гордость за свой город, свою Родину.

Предварительная работа: Знакомство с биографией А. П. Чехова. Рассматривание семейных фотографий А. П. Чехова. Экскурсии по чеховским местам города : «Домик Чехова», «Лавка Чеховых», гимназия имени А. П. Чехова, домик имени П. И. Чайковского, памятник А. П. Чехову в городском парке. Знакомство с материалами Таганрогской библиотеки на тему: «Чехов и Чайковский». Просмотр видео «Прогулки по любимому городу». Рассматривание фотоальбома «Чеховские места в Таганроге».

Оборудование: Музыкальный материал: Ц. А. Кюи «Зимой», М. П. Мусоргский «На сон грядущий», В. А. Моцарт «Жил был на свете мальчик…», П. И. Чайковский «Зимний вечер», Э. Тевторадзе «Цирковые лошадки»;

Художественный материал: О. И. Бувалко «Домик Чехова зимой», Н. П. Чехов «Крестьянский мальчик. Ванька Жуков», портрет А. П. Чехова, фотографии семьи Чеховых, фотография гимназии имени А. П. Чехова.

Педагог. Дорогие, друзья, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы скажете, кому оно посвящено?

Т. Риммер «Жил в городе нашем один человек …»

Жил в городе нашем один человек,

И знают, и помнят о нем целый век …

«Антон Чехонте» - вот его псевдоним.

Особый талант ему Бог подарил!

Писал он для взрослых,

писал для детей,

Писал о природе, писал про зверей.

Родители – детям, а бабушки – внукам

Читали «Каштанку», рассказ «Ванька Жуков».

И знаем и помним о нем

целый век …

Он в городе нашем большой Человек!

- Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить?

(ответы детей)

- Правильно. О писателе А. П. Чехове.

Когда-то ваши родители, ваши воспитатели были такими же детьми, как и вы.

Вот и Антон Павлович Чехов был маленьким озорным мальчишкой, который рос в большой и дружной семье, где было шестеро детей.

Все дети были очень умными и талантливыми.

Отца Антона Павловича звали Павел Егорович. Он был купцом, владельцем бакалейной лавки в городе Таганроге.

Мать – Евгения Яковлевна посвятила себя семье и воспитанию детей.

Ребята, а как вы думаете, как в семье ласково называли Антона Павловича, когда он был маленьким мальчиком?

(ответы детей)

Педагог. Молодцы! Сколько ласковых и нежных слов вы назвали. Это потому, что у каждого из вас есть своя дружная семья, которая живет в теплом и уютном доме.

И у Чеховых был свой дом – «Домик Чехова», так ласково мы его называем.

А на какой улице находится «Домик Чехова»?

(ответы детей)

Педагог. Правильно. У каждого человека должен быть свой дом, где его любят и ждут. Где его понимают и принимают таким, какой он есть, где тепло и уютно.

Но Антон Павлович родился зимой. Как же выглядит «Домик Чехова» зимой?

(Детям предлагается посмотреть на мультимедийный экран)

Звучит «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского

Педагог. Музыка занимала особое место в повседневной жизни Антона Павловича.

Его братья Николай и Михаил были музыкантами – любителями. Они хорошо играли на фортепиано.

И сейчас прозвучит одно из известных вам произведений, которое братья любили исполнять.

Звучит «Осенняя песнь» П. Чайковского для фортепиано.

(дети узнают произведение, называют его и называют композитора)

Педагог. Чехов любил, когда братья играли для него целыми часами на фортепиано. А он в это время обдумывал темы своих будущих литературных сочинений.

Звучит «Зимний вечер» П. Чайковского (фрагмент)

Родители Антона Павловича очень хотели, чтобы их дети выросли счастливыми, образованными и талантливыми людьми, и поэтому отдали их учиться в гимназию.

Учиться в гимназии было трудно. Изучали несколько труднейших иностранных языков: латынь, греческий язык, Закон Божий. Но больше всего Антон любил читать, изучать французский язык, играть в театр и танцевать.

Звучит произведение «Жил на свете мальчик» В. Моцарт

- Гимназисты не только познавали науки, в минуты отдыха они играли на школьном дворе в разные игры. И Антон Павлович не был исключением.

А вы любите играть? Давайте и мы поиграем.

Любимые детские игры.

Педагог. А теперь я хочу предложить вам другую игру. Я буду читать вам отрывки из рассказов А. П. Чехова. И если вы будете слушать внимательно, то догадаетесь, из какого рассказа этот отрывок.

Игра «Угадай рассказ».

«…голодная волчица встала, чтобы идти на охоту. Ее волчата крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла…»

«Белолобый»

«… молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, - очень похожая, мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам …»

«Каштанка»

«… Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собой внука …»

«Ванька»

Педагог. Кто автор этих отрывков?

А почему мальчика называли Ванька, а не Ванечка или Ванюша? Как живется человеку, если у него нет рядом родных и близких ему людей, которые бы заботились о нем, оберегали и защищали его?

- А у Ваньки были родители?

- А мог его дедушка защитить Ваньку?

- Как называют ребенка, у которого нет родителей?

(ответы детей)

Педагог предлагает детям послушать произведение «Бедный сиротка» и высказаться, что общего в рассказе А. П. Чехова «Ванька» и музыке Р. Шумана «Бедный сиротка».

(ответы детей)

- Как вы думаете, ребята, чем бы мы могли порадовать Ваньку, поднять ему настроение?

(ответы детей)

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Каштанка».

- Кто автор произведения?

- Как звали хозяина Каштанки?

- С кем познакомилась Каштанка на новом месте?

- Какое имя дал Каштанке незнакомец?

Предложить детям придумать своё окончание рассказа и поделиться мнением.

ВЕД. В Таганроге под небом обычным

Чехов вырос и начал писать.

Свои мысли, надежды и чувства

Научился в рассказ облекать.

И в душе его яркой звездою

Таганрог согревался теплом.

И из города много героев

Воплотил он в рассказе своём.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста к Дню МатериКонспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста к Дню Матери Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста, посвященный дню Матери. Образовательная область: социально-коммуникативное.

Конспект интегрированной НОД «Волшебное путешествие в космос» для детей старшего дошкольного возраста Конспект интегрированной НОД «Волшебное путешествие в космос"Сахарова Татьяна Владимировна Цель: выявить сформированность знаний, умений.

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Что такое дружба?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г. Долинск, Сахалинской области Конспект интегрированной.

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Это удивительное лето» для старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие.

Конспект интегрированной ОД «Путешествие в страну математики» для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Путешествие в страну математики" Программные задачи. Образовательные: -закрепить у детей знания о цифрах от 0 до 9; понятия "около",.

Конспект итоговой интегрированной НОД для старшего дошкольного возраста «Привет из Простоквашино» Конспект итоговой интегрированной НОД для старшего дошкольного возраста «Привет из Простоквашино» Подготовила : Анисимова О. В. Цель: обобщить.

Проект «Красавица Весна» по ознакомлению детей с весной в стихотворениях, загадках, приметах, сказках, рассказах Проект "Красавица Весна " по ознакомлению детей с весной в стихотворениях,загадках,приметах,сказках,рассказах. Паспорт проекта: МДОУ "Де6тский.

Проект «Лето красное» по ознакомлению детей с летом в стихотворениях, загадках, приметах, рассказах Проект "Лето красное "по ознакомлению детей с летом в стихотворениях,загадках,приметах,рассказах. Паспорт проекта МДОУ "Детский сад № 120".

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах» Развитие музыкальности.

Технологическая карта интегрированной НОД «Путешествие в Подводное царство» для детей с ЗПР старшего возраста Тема:«Путешествие в Подводное царство» Возрастная группа:группа компенсирующей направленности детей с ЗПР старшего возраста. Форма совместной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Милосердие в детских рассказах А. П. Чехова»
Опубликовано: 9 июня 2019 в 15:14
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Милосердие в детских рассказах А. П. Чехова»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия (УИ 99366) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД