Получи документы

Методы сохранения и популяризации якутского языка среди дошкольников

Ефросиния Матвеевна Винокурова
Методы сохранения и популяризации якутского языка среди дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Методы сохранения и популяризации якутского языка среди дошкольников»

Аннотация

В статье раскрываются методы сохранения и популяризации якутского языка среди дошкольников. Рассмотрены основные проблемы, связанные с вытеснением родного языка русским, а также предложены эффективные способы формирования языковых навыков у детей. Особое внимание уделено созданию языковой среды, использованию игр, творческих занятий, мультимедиа и технологий, а также интеграции традиционной культуры. Отдельно подчеркивается роль родителей в процессе сохранения языка. Комплексный подход рассматривается как основа для успешного обучения и воспитания детей в духе национальной культуры.

Темочки:

Ключевые слова: якутский язык, дошкольное образование, родной язык, сохранение языка, языковая среда, национальная культура, игры, мультимедиа, родители

В условиях глобализации и доминирования крупных мировых языков сохранение и популяризация национальных языков становятся важной задачей для общества. Якутский язык, являясь неотъемлемой частью культуры народа Саха, нуждается в целенаправленных действиях, направленных на его развитие и сохранение. Дошкольный возраст — это ключевой этап для формирования языковой основы, поэтому работа с детьми в этом направлении приобретает особую значимость. В статье представлены эффективные методы сохранения и популяризации якутского языка среди дошкольников, включая создание языковой среды, использование игр, творчества и активное взаимодействие с родителями.

Проблемы сохранения языка в дошкольном возрасте

Прежде чем рассматривать методы сохранения якутского языка, важно выделить ключевые проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и родители:

1. Превалирование русского языка в окружающей среде. Дети чаще всего слышат русский язык дома, в образовательных учреждениях и в медиа.

2. Ограниченный доступ к ресурсам на якутском языке. Недостаток детских книг, мультфильмов, игр и обучающих материалов на якутском языке затрудняет его популяризацию.

3. Отсутствие языковой практики. Многие дети не имеют регулярного общения на якутском языке, что приводит к слабой мотивации его изучения.

Эти проблемы требуют системного подхода и внедрения комплексных методик, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников.

Методы сохранения и популяризации якутского языка

1. Создание языковой среды

Одним из главных инструментов популяризации языка является создание полноценной языковой среды, где дети могли бы активно использовать якутский язык. В дошкольных учреждениях это можно реализовать через:

- ежедневное использование якутского языка в приветствиях, играх, обсуждениях;

- оформление группы с использованием плакатов, стендов, изображений с надписями на якутском языке;

- проведение занятий по изучению языка в интерактивной и игровой форме.

В домашних условиях родителям рекомендуется разговаривать с детьми на якутском языке, хотя бы частично.

2. Использование игр и творчества

Игра — это основной способ обучения дошкольников. Использование игровых методик помогает легко и увлекательно усваивать язык. Примеры игр:

- Ролевые игры. Дети могут разыгрывать сценки из якутских сказок, участвовать в театральных постановках.

- Игротека на якутском языке. Составление пазлов с надписями, настольные игры, где для прохождения этапов необходимо использовать якутские слова.

- Национальные игры. Якутские традиционные игры (например, "хабылык хаамыска") можно адаптировать для работы с дошкольниками.

Творчество также является эффективным способом популяризации языка. Разучивание песен, рисование с подписями на якутском языке, изготовление национальных украшений помогает детям лучше понимать язык и культуру.

3. Использование мультимедиа и технологий

Современные дети активно взаимодействуют с цифровыми устройствами, поэтому важно включить мультимедиа в процесс изучения языка :

- просмотр мультфильмов на якутском языке;

- использование обучающих приложений, игр и интерактивных курсов;

- прослушивание песен и аудиосказок.

Вместе с этим рекомендуется создавать больше образовательного контента на якутском языке, адаптированного для детей.

4. Интеграция традиционной культуры

Национальная культура — это основа для популяризации языка. Организация мероприятий, где дети могут познакомиться с традициями народа Саха, способствует формированию у них интереса к изучению якутского языка. Такие мероприятия могут включать:

- праздники национальной культуры, например, Ысыах;

- мастер-классы по изготовлению традиционных игрушек, украшений или элементов костюма;

- рассказывание и инсценировка якутских сказок.

5. Взаимодействие с родителями

Родители играют ключевую роль в сохранении языка, поэтому их вовлечение в процесс крайне важно. Рекомендации для родителей:

- говорить с детьми на якутском языке дома;

- читать вместе книги и сказки на якутском языке;

- участвовать в мероприятиях, организованных детским садом, направленных на популяризацию языка;

- развивать интерес к якутскому языку через совместные игры и творчество.

Педагогам следует проводить консультации и лекции для родителей, объясняя им важность родного языка и предлагая практические рекомендации.

Преимущества комплексного подхода

Комплексный подход к сохранению и популяризации якутского языка позволяет не только вырабатывать у детей устойчивые языковые навыки, но и формировать у них уважение к культуре и традициям. Сочетание языковой среды, игровых методик, творчества, использования технологий и интеграции традиционной культуры создает гармоничные условия для освоения языка.

Заключение

Сохранение и популяризация якутского языка среди дошкольников — это важная задача, которая требует усилий педагогов, родителей и всего сообщества. Использование разнообразных методов, от создания языковой среды до интеграции традиционной культуры, помогает не только выучить язык, но и сформировать у детей глубокую связь с их культурным наследием. Родной язык — это ключ к идентичности и духовному богатству народа, и его сохранение зависит от нас.

Список литературы

1. Винокуров, Г. С. "Методы сохранения родного языка в условиях глобализации. " Якутск : Научное издательство, 2019.

2. Семенова, А. К. "Роль национальной культуры в популяризации языка среди дошкольников. " Вестник дошкольного образования, 2020, № 3, с. 25–30.

3. Попова, И. Н. "Игровые методики в обучении родному языку. " Образование и культура, 2021, № 4, с. 45–50.

4. Иванова, Л. М. "Традиции народа Саха в воспитании детей. " Якутск : Изд-во Северо-Восточного федерального университета, 2018.

5. Саввинов, П. В. "Цифровые технологии как инструмент изучения национального языка. " Современное образование, 2022, № 1, с. 18–24.

6. Данилова, О. А. "Родной язык как основа культурной идентичности. " Культурное наследие народов Севера, 2019, № 2, с. 33–40.

7. Николаева, И. П. "Роль семьи в сохранении языка у детей дошкольного возраста. " Педагогика семьи, 2020, № 5, с. 12–19.

8. Анисимова, Т. В. "Эффективные подходы к формированию языковой среды в детском саду. " Вестник педагогики, 2021, № 2, с. 41–48.

Публикации по теме:

Динамические паузы как элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольниковДинамические паузы как элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 с углублённым изучением отдельных предметов.

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Конспект беседы «День якутского языка и письменности» в подготовительной группе Конспект беседы «День якутского языка и письменности» в подготовительной к школе группе Цель: Прививать интерес к родному языку, к родной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы сохранения и популяризации якутского языка среди дошкольников
Опубликовано: 4 декабря 2024 в 22:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы сохранения и популяризации якутского языка среди дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ефросиния Матвеевна Винокурова (УИ 3506035) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД