Светлана Бушева
Методы и приемы коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональную сферу школьников с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
«Методы и приёмы коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональную сферу школьников с нарушением интеллекта»
Проблема сохранения жизни и здоровья учащихся актуальна в нашей школе. Помимо снижения интеллекта, для учащихся характерны и серьёзные нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в неустойчивости эмоциональных состояний. Это влияет на весь процесс обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы педагогические воздействия были наиболее эффективными, необходимо использовать в учебновоспитательной работе разнообразные методы и приёмы нормализации психоэмоционального состояния учащихся, а также по возможности научить учащихся использовать некоторые из них самостоятельно. Программы, которые используются в рамках работы по психологическому сопровождению, должны быть здоровьесберегающими по своей сущности и содержанию, т. е. отвечать основным принципам здоровьесбережения. В моей работе практически на каждом занятии используются методы и приёмы, воздействующие на эмоциональную сферу обучающихся. Это, во-первых, различные упражнения, которые включаются в ход различных занятий (коррекционно-развивающих, факультативных, внеурочных) на определённом этапе с определённой целью (отдохнуть, расслабиться, настроиться на работу и др., а также специальные занятия по знакомству обучающихся со способами помощи себе в сложных ситуациях: • занятия психологического практикума «Познай себя», например, «Если вы устали», «Если вы взволнованы», «Как помочь себе в стрессовой ситуации», «Приёмы и упражнения, помогающие настроиться, сконцентрироваться перед работой», «Правила разрешения конфликтных ситуаций» и др.
Публикация «Методы и приемы коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональную сферу школьников с нарушением интеллекта» размещена в разделах
. При работе по проблеме необходимо обратить внимание на некоторые важные моменты. Во первых: нельзя исключать необходимую медикаментозную поддержку, так как в данном случае лечение первично! Второй важный момент: благоприятный психологический климат (на уроке, занятии, мероприятии и т. д.). Третий важный момент: предлагаемые детям упражнения должны им нравиться, вызывать у них положительные эмоции; при этом педагогу лучше выполнять упражнения вместе с детьми, т. к. в 2 этом случае происходит «подстройка» и потом какое-то время внимание детей направлено на педагога. Используемые мною методы и приёмы коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональную сферу обучающихся можно разделить на следующие группы: • Психофизиологические коррекционные упражнения. • Ролики для релаксации. • Приёмы мышечной релаксации. • Приёмы успокаивающего дыхания. • Настройки. • Самомассаж. • Комната психологической разгрузки. • Арт-терапия. • Компьютерная программа Effecton Studio. Психофизиологические коррекционные упражнения Их действие основано на нейрофизиологических закономерностях и на связи мышечного движения с психикой. Эти упражнения используются уже много лет для улучшения состояния школьников в образовательной кинезиологии. Они рекомендованы для применения в разных классах. С их помощью можно поддерживать оптимальное эмоциональное состояние и психическое равновесие у школьников в процессе обучения и воспитания. Они способствуют улучшению памяти, снижению утомляемости и облегчают переключение с одного вида деятельности на другой, поддерживают и усиливают у школьников позитивное восприятие мира и самого себя. Важно, что они способствуют снятию эмоционального напряжения не только со школьников, но и с самого педагога. Это упражнения, которые могут применяться как в комплексе, так и по отдельности, а также в любых сочетаниях друг с другом по усмотрению педагога. Противопоказаний для выполнения этих упражнений по состоянию здоровья для учащихся, посещающих школу, нет. • Например, упражнение «Лобно-затылочный обхват» (предназначено для настройки на любой вид деятельности, на успешное усвоение новой информации и для снятия психоэмоциональных стрессов). На голову накладываются обе руки. Дышать следует глубоко, равномерно. Закончить упражнение глубоким вдохом-выдохом. После этого снять с головы руки. Варианты использования упражнения: 1) Настройка на работу Положить одну ладонь на лоб, а другую на затылок. Выбор рук произвольный. Вслед за ведущим или самостоятельно повторять следующий текст: «Все плохое у меня – позади. Все хорошее – впереди. Я полностью присутствую здесь и сейчас, всеми своими мыслями. Я полностью присутствую на … (уроке, занятии). Я спокоен и внимателен. Я хорошо себя чувствую. Я хорошо понимаю … (учителя, воспитателя). Я хочу получить пользу от этого … (урока, занятия). Я готов к работе». Повторить 2–3 раза. 2) Снятие стресса Для снятия эмоционального стресса подобным же образом в лобно-затылочной позиции на фоне равномерного глубокого дыхания «продумывается», вспоминается или представляется любая отрицательная жизненная ситуация, вызывающая стресс. Ситуацию не следует анализировать, а только воображать ее течение. Желательно повторить «продумывание» ситуации 2–3 раза. Для усиления положительного эффекта упражнения можно дополнительно мысленно переделать ситуацию на более благоприятную для вас, так чтобы она завершилась в вашу пользу. Главное – позитивное преобразование ситуации, не важно, если способы будут фантастическими и неосуществимыми реально. 3 • Ритмирование (под музыку) (Упражнения для снятия эмоционального стресса, настройки на любой вид деятельности, подготовки к восприятию новой информации, помогают успокоиться). Эти упражнения используются некоторыми педагогами на физкультминутках. 1) Упражнение «Вода» : Начинаем с приема воды. Все электрические и химические процессы мозга и центральной нервной системы зависят от проводимости электрических связей между мозгом и сенсорными органами. Упражнение приводит к улучшению концентрации внимания, снижению стресса и повышению активности. Берём стакан чистой воды и делаем 2 - 3 глотка. 2) Упражнение «Кнопки мозга» : Активизация нужных точек приводит к получению мозгом большого объема кислорода. Что в свою очередь улучшает его деятельность, а также способствует достижению баланса между левой и правой половиной тела и включению его в общую работу по восприятию и усвоению информации. Поместите одну ладонь на грудину так, чтобы указательный, средний (вместе) и большой пальцы оказались в мягких впадинках под ключицами, другую ладонь положите на середину живота, на пупок. Стимулируйте точки под ключицами, слегка растирая; другая рука на пупке лежит спокойно, а глаза медленно двигаются слева направо по линии горизонта. Затем поменяйте руки местами и повторите упражнение. 3) Упражнение «Перекрестные шаги» : Упражнение активизирует мозг для пересечения аудиально-визуальной-кинестетической и тактильной средней линии тела, что активизирует речевые и языковые центры мозга, «включает» в работу левое и правое полушария, способствует успешному интегрированному обучению. Стоим свободно и расслабленно. Поднимаем левую ногу - к ней опускаем правую руку. Встретиться они должны примерно на уровне живота. Потом меняем ногу и руку. 4 4) Упражнение «Крюки Деннисона» : Упражнение способствует концентрации внимания и освобождению тела от избыточного напряжения. Усиливает межполушарную интеграцию и улучшает координацию тонкой моторики. Используется для ослабления эмоционального стресса, снятия беспокойства. Упражнение состоит из двух частей. Перекрестите ноги, затем перекрестите руки на груди, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на грудь. Посидите в этой позе некоторое время, дышите глубоко, закройте глаза и прижмите язык к твёрдому нёбу. Во второй части упражнения разъедините ноги, сомкните кончики пальцев рук между собой и дышите глубоко. • «Кинезиологическая гимнастика» («Энергетическая гимнастика») (Для общего оздоровления, профилактики стрессов: и улучшения психоэмоционального состояния. Основаны на связи мышечного движения с психикой) Рекомендуется выполнять в комплексе из 14 упражнений ("Фиговый листок", "Крылышки", "Пловец", "Пингвин", "Чучело", «Цапля», "Твист", "Маятник", "Ножницы», "Как я рад!", "Ласты", "Всадник", "Буратино", "Кочерга", на выполнение которых требуется около 10 минут. Эти упражнения используются некоторыми педагогами. 5 • Упражнения из метода «Ключ» (автор Хасай Алиев) (Выравнивает эмоциональное состояние, снимает стресс, настраивает на работу, подготавливает к освоению нового) – прост, легко освоить, занимает мало времени. Состоит из нескольких упражнений: «Шалтай-Балтай», «Плети», «Лыжник», «Вис назад, вис вперёд», «Танец». Если выполнять упражнения 1 минуту – эффект активизации, больше – эффект расслабления. 6 • Нейрокоррекционные упражнения используются в основном в рамках внеурочных занятий (кружковой работы) по программе «Развивайка – 1, 2» и направлены, в том числе, на обеспечение и регуляцию общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции и происходит процесс обучения. • Упражнения на межполушарное взаимодействие и гармонизацию работы мозга – позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и тем самым сделать процесс обучения более эффективным. Это, например, упражнения: «Колечко», «Кулак—ребро—ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо—нос», «Змейка» («Замок», «Горизонтальная восьмерка» («Ленивая восьмёрка», «Кольцо» и др. Все рассмотренные психофизиологические коррекционные упражнения вызывают у детей положительные эмоции, они с удовольствием их выполняют: вместе с педагогом, самостоятельно, под руководством одного из детей, с использованием фото- и видео-инструкций, некоторые из которых были созданы вместе с детьми (и были представлены, например, на школьной ученической конференции, некоторые взяты из интернета. 7 Ролики для релаксации • «Цветовая релаксация» («Цветное настроение») - основаны на влиянии на эмоциональное состояние человека цвета, музыки, природы). Совместно с детьми были созданы видео-ролики по основным цветам, которые используются с учё том влияния цвета на организм: Красный - увеличивает мускульное напряжение, учащает ритм дыхания, способствует повышению кровяного давления. Оранжевый - вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению. Желтый - стимулирует умственную деятельность. Зеленый - нежный, умиротворяющий, спокойный. Голубой - снижает кровяное давление, успокаивает, Синий - располагает к серьезности, строгости в поведении. Фиолетовый - возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. • Ролики различной тематики, например, подборка «Времена года», «Животные», «Птицы», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Лес», «Море» и т. д. Приёмы мышечной релаксации (Увеличение эмоционального напряжения ведёт к увеличению тонуса мышц, а их расслабление будет способствовать снижению эмоционального напряжения) 1) По очереди напрягать на 10 – 12 сек. разные группы мышц. для лица: собрать губы в одну точку, задержать, расслабиться; для спины и плечевого пояса: поднять плечи максимально вверх, подержать, опустить; для рук: сжать кисти в кулак, разжать; максимально растопырить пальцы рук, расслабиться; для ног: упереться пятками в пол, максимально поднять носки, напрячься, сбросить напряжение; упереться пальцами ног в пол, максимально поднять пятки, напрячься, сбросить напряжение. 2) Упражнение «Кинг-Конг» Фаза напряжения. Положение рук в этом упражнении напоминает громадную обезьяну Кинг-Конг. Руки согнуты в локтях и расположены перед грудью, кисти рук не соприкасаются, глаза прикрыты. Дышите спокойно и равномерно. Сожмите пальцы рук в кулак, напрягите все мышцы рук – кулаков, предплечий, плеч. Кулаки сжимаются так сильно, что все мышцы рук начинают дрожать. Дышите спокойно и равномерно. Напрягите мышцы до боли. Фаза расслабления. Расслабьте все мышцы. Руки свободно падают вниз. Все мышцы рук полностью расслаблены. Медленно вдохните и выдохните. Какое-то время наслаждайтесь чувством тяжести и тепла в руках. Потом откройте глаза. 3) Упражнение «Лимон» : сесть удобно, руки свободно положить на колени ладонями вверх, 8 плечи и голову опустить, глаза закрыть; мысленно представить себе, что в правой руке лежит лимон; медленно сжимать его до тех пор, пока не «выжали» весь сок; расслабиться; представить, что лимон лежит в левой руке; повторить упражнение; выполнить упражнение одновременно двумя руками; расслабиться. 4) Посчитать зубы языком с внутренней стороны. 5) Упражнение «Улыбка» : Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы, потом сбросить. Приёмы успокаивающего дыхания (Во время стресса дыхание частое, поверхностное. Организм не успевает насытиться кислородом. Дышать надо более глубоко, упорядоченно) 1) Наиболее простой способ — это дыхание на счет. Примите удобную позу, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета — выдох. 2) Успокаивающее дыхание - короткий вдох, долгий выдох. Выдох должен быть в два раза длиннее вдоха. (Мобилизующее дыхание работает чуть иначе — для этого следует вдохнуть и задержать дыхание, быстро выдохнуть. Вдох в два раза длиннее выдоха) 3) Техника «глубокого дыхания диафрагмой» - сделать максимально глубокий вдох (весь воздух направляем в живот - надуваем живот, грудь не задействуем, максимально более долгий выдох через сжатые губы (на выдохе увеличивается уровень кислорода в крови, чем больше кислорода, тем меньше тревога). 4) Посмеяться, если смеяться не хочется - дышать уступами (как смех, плач) – 3 – 4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. 5) Чередующееся дыхание по методу йоги освежает и наполняет энергией. Методика дыхания проста : большим пальцем и мизинцем правой руки попеременно зажимать ноздри, глубоко вдыхая и выдыхая через открытую ноздрю. Сделать 20 вдохов и выдохов каждой ноздрёй. 6) Нервничая, мы дышим прерывисто и поверхностно. Восстановить ровное дыхание поможет упражнение. Встать, расправить плечи, медленно поднять руки через стороны вверх и одновременно сделать вдох. На выдохе опустить руки. Настройки (Часто бывает так, что эмоциональное состояние группы не соответствует будущей деятельности. Участники либо заторможены, либо находятся в возбужденном состоянии перед серьезной и ответственной частью занятия. В этом случае педагогу необходимо соответствующим образом настроить детей, создать адекватную психологическую атмосферу. Настройки бывают разными: бодрящими, концентрирующими внимание, релаксационными и т. д.) 1) Упражнение «Егорки» «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки» — это присказка, которую говорят все хором, затем каждый участник делает глубокий вдох и самостоятельно на выдохе вслух считает: «Раз Егорка, два Егорка.» и т. д. У кого будет больше «Егорок», тот — победитель. Эта игра основана на дыхательном ритме. Стремление выиграть заставляет участников набирать 9 больше воздуха, дыхательная система находится в активном состоянии, что приводит весь организм к достаточно высокой степени мобилизации. 2) «Поросячьи бега» Участники сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы попали на поросячьи бега – новый олимпийский вид спорта. Для того, чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу. Сначала дайте возможность всем участникам потренироваться в «хрюканье». Игра на время. Старайтесь добиться рекорда. Это внешне простое и несерьёзное упражнение на самом деле, помимо того, что повышает эмоциональный уровень, очень хорошо влияет на процесс сплочения в группе и настраивает на взаимодействие. Самомассаж 1) «Точечный массаж» для снятия эмоционального напряжения : помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами. 2) Массаж ушных раковин - позволяет сосредоточиться и быть более внимательным. Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности, снижению утомления. Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук в течение 2 минут: перетереть ушные раковины сверху вниз и снизу вверх; захватить кончиками пальцев мочки ушей и потянуть их вниз. Повторить 5 раз. 3) Массаж (надавливание) на верхнюю часть мочки уха позволяет снять головную боль. 4) Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох. 5) Для профилактики гриппа: «Рисуем очки». Начиная от точки у крыльев носа, проводим пальцами по активным точкам, выходим через шею сзади. Повторяем 3 – 5 раз. 10 Комната психологической разгрузки Цель использования: профилактика нарушений нервно-психического здоровья, снятие психоэмоционального напряжения, усталости и восстановление работоспособности. Данная цель достигается за счёт создания особенной среды при помощи специального оборудования, комплексно воздействующего на различные анализаторы. Комната психологической разгрузки работает в следующих режимах: 1. Психологическая разгрузка после напряженной работы в конце учебного дня или в специально отведенное для этого время. 2. Психологический настрой (мобилизация) для включения в напряженный ритм работы, обучение навыкам мобилизации в стрессе (контрольная, экзамен и т. п.) 3. Снятие нервно-психической напряженности по результатам проведенной диагностики. 4. Психопрофилактическая работа (обучение методам релаксации, медитации и т. д.) По мере дополнительного оснащения комнаты интенсивность её посещений возрастает. Так, в 2016 – 2017 учебном году зафиксировано 349 посещений, что в 2 раза больше, чем в 2015 – 2016 учебном году. А в 2017 – 2018 учебном году – уже 460 посещений. Арт-терапия (изо-терапия, лепка, песочная терапия и др.) Арт-терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В рамках песочной терапии используется как обычный песок, так и кинетический песок. Одно из назначений песка - релаксация. Взаимодействие с ним улучшает общее эмоциональное состояние. Способствует не только мышечному расслаблению, но и эмоциональному. Если медленно много раз 11 пропустить песок через пальцы, то инстинктивно замедлится дыхание. Соответственно, наступает состояние расслабления. Песок можно мять, перетирать в руках, растягивать, разглаживать, приминать, тем самым как-бы «заземлять» негативную энергию. Компьютерная программа Effecton Studio Отследить результативность использования различных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу школьников помогает компьютерная программа Effecton Studio (пакет «Состояние»). Пакет «Комфорт» позволяет решать задачи здоровьесбережения, в том числе, во время работы на компьютере. Это упражнения на психоэмоциональное и мышечное расслабление, для глаз, дыхательные, точечный массаж и др. В процессе работы создана и постоянно пополняется картотека методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу школьников по различным проблемам, материалы которой могут использоваться, в том числе, для психологического просвещения педагогов. 12 Одним из современных направлений является использование в целях здоровьесбережения обучающихся аппаратно-программных комплексов на основе технологии функционального биоуправления (ФБУ) с биологической обратной связью (БОС). В нашей школе планируется использование Программы функционального биоуправления «Волна» (научно-производственной фирмы Амалтея, г. Санкт-Петербург, для чего представители школы обучались на курсах повышения квалификации в г. Москве, а также участвовали в обучающем семинаре со специалистами из г. Санкт-Петербурга. Функциональное биоуправление (ФБУ) - произвольное управление физиологическими процессами организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлении с помощью специализированных технических средств. Программа «Волна» направлена на обучение детей навыкам саморегуляции посредством диафрагмального типа дыхания, наиболее оптимального для организма как в условиях естественного функционирования и развития, так и в ситуациях повышенных стрессовых нагрузок. Она разработана для обеспечения немедикаментозной нормализации психологического статуса детей. Важно, что аппарат не оказывает воздействия на организм, а только фиксирует текущее состояние исследуемых параметров.
Литература:
1. Деннисон П., Деннисон Г. «Программа «Гимнастика ума» 2. Сазонов В. Ф. «Поддержание и сохранение здоровья учащихся в школе общедоступными методами» 3. Сазонов В. Ф. «Кинезиология, снимающая стресс. (Введение в психо-ориентированную кинезиологию)» 4. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» 5. Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» 6. Сиротюк А. Л. «Обучение детей с учётом психофизиологии» 7. Столяренко Л. Д. «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга» 8. Фомина О. В., Горьковых О. В.