Любовь Алексеевна
Методика формирования грамматического строя речи
▼ Скачать +Заказ
1. Анализ исследования ученых Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, К. Д. Ушин-ского по проблеме формирования грамматического строя речи.
Елизавета Ивановна Тихеева (1867—1943) российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опыт-ного детского сада - рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подго-товки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индиви-дуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навы-ков, формирования у них культуры языка. Она разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы на её основе для развития органов чувств де-тей. Важнейшую роль Е. И. Тихеева отводила речевым образцам, и в первую оче-редь - речи воспитательницы детей. Она не была сторонница обучения в до-школьном возрасте иностранным языкам, отдавая предпочтение совершенствова-нию детей в родном языке.
Публикация «Методика формирования грамматического строя речи» размещена в разделах
Евгения Александровна Флёрина (18.12.1889 - 10.11.1952, педагог, специалист в области дошкольного воспитания, член-корреспондент АПН РСФСР, доктор пе-дагогических наук, профессор - отмечала чрезвычайно большое влияние искусства (изобразительного, музыкального, художественного слова, драматичного) на общее развитие ребенка (умственный, эстетичный, моральный, а также на воспи-тание у детей сочувствия, сопереживания, взаимопомощи, самостоятельности, инициативности, творчества. Е. А. Флерина определила методы «словесной рабо-ты» (терминология Е. А. Флериной) с дошкольниками, а именно: разговор воспи-тателя с детьми, беседа (сопроводительная, вступительная, итоговая, чтение и рассказывание художественных произведений. Педагог рекомендовала воспита-телям записывать детские рассказы и создавать самодеятельные «детские книжки», построенные по результатам детского творчества, которые в дальнейшем воспитатель смог бы использовать для анализа детских рассказов. Много внимания уделяла ученая тематике детских книг. По ее словам, детям нужно давать рассказ на производственные, героические темы, а также для детей должны быть веселые юмористические и дидактичные книжки. По мнению Е. А. Флериной, произведения героической тематики воспитывают у детей героическо – патриотические чувства, дети стремятся подражать героическим поступкам персонажей детских книг. Особенное внимание обращала ученая на технику художественного чтения и рассказывания детям, ведь от этого зависит восприятие и понимание детьми текста. В этой связи воспитатель должен хорошо владеть выразительными средствами чтения.
К важнейшим средствам техники рассказывания и художественного чтения ученая относила:
основной тон, который выражает стиль и содержание произведения в целом;
интонацию как звуковой рисунок образа, выразитель его смысла;
темп, ритм, ударение, паузы, жесты, мимику.
Константин Дмитриевич Ушинский (19.02.1823 – 22.12.1890) русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России, разработал цельную ди-дактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержа-ния образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на материалистическую гносеологию, достижения психологии и физиологии, К. Д. Ушинский раскрыл особенности умственного развития ребёнка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учёта и развития в процессе обучения. Основной закон детской природы К. Д. Ушинский видел в том, что «. дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односто-ронностью», и делал вывод: «. чем моложе возраст, тем более требует он раз-нообразия деятельности.» Дидактика К. Д. Ушинского является теорией органи-зации воспитателя познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. Он ставил перед педагогом задачу «учить учиться» и помочь воспитаннику найти своё место в жизни.
Работа по формированию грамматической стороны речи детей оказывается са-мым тесным образом связанной с борьбой за культуру речи окружающих. В рабо-те над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, эффек-тивно исправлять ошибки, существующие в речи детей, совершенствовать син-таксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, со-действовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых. Изучив научную литературу по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста, сделали вывод, что этой проблемой зани-мались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, Е. Н. Водовозова, А. Н. Гвоздев, Л. С. Пешковский, А. С. Симонович, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н. К. Крупская, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина и др. Наиболее эффективными методами формирования грамматически пра-вильной речи в дошкольном учреждении являются использование заданий, упражнений и дидактических игр. Формирование грамматической стороны речи ребенка - постоянный непрерывный процесс. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.
Изучив работу Е. И. Тихеевой, Е. А. Флёриной, К. Д. Ушинского можно заклю-чить следующее, что игра, живое слово, чтение художественной литературы- это одни из главных принципов для развития речи ребенка. Правильное психологиче-ское и физическое развитие ребенка является основой для построения правильного грамматического строя. Грамматический строй усваивается ребенком самосто-ятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Посте-пенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматиче-ской системы русского языка.
2. Задачи по формированию грамматической стороны речи у детей.
Задачи рассматривают в трех на правлениях:
1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному со-гласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и соче-танию их в связном тексте.
3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов — словообра-зования.
Объем грамматических навыков обобщенно можно представить следующим образом. В морфологии. Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существитель-ные и глаголы.
Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже). Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно Именами су-ществительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, каранда-шей). В предложении существительное является одним из важнейших компонен-тов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существи-тельного с прилагательными и глаголами.
Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный, изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я буду, ты будешь, вы бу-дете, мы будем, они будут). Дошкольники должны правильно употреблять кате-горию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (мама сказала; дед читал; вода плескалась).
Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошед-шего и будущего времени (он играет, он играл, он будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: иди, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образова-нию сослагательного наклонения (играл бы, читал бы). Владение разными катего-риями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа пред-ложений.
Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа. Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы, со степенью сравнения прилагательных (добр — добрее, тихий — тише).
В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи : местоимения, наречия, союзы, предлоги. Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия дете-нышей животных (зайчонок, лисенок, предметов посулы (сахарница, направления движения (ехал- поехал — выехал).
В синтаксисе. Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов — простые и сложные. В зависимости от цели сооб-щения предложения делятся на: повествовательные, вопросительные и побуди-тельные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной ин-тонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложении.
Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими еди-ницами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказы-вания. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи педа-гога. Там, где педагог говорит грамотно, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно.
И наоборот, если речь взрослого неряшлива, если он может позволить себе ска-зать «Чего ты делаешь?» или «Не залазь на горку», - даже ребенок, привыкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о со-вершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обя-занность педагога. Постоянно заботясь о совершенствовании грамматически, пе-дагог повышает культуру речи не только детей, но и родителей. Можно познако-мить их с ошибками ребенка, посоветовать, как от них избавиться.
3. Методы и приемы формирования грамматически правильной
речи у детей.
К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов. Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения — преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заин-тересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в по-вторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с иг-рушками, предметами и картинками так и без наглядного материала — в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание. Например, в игре «Кто ушёл и кто пришел» закрепляется правильное употребле-ние наименовании животных и их детенышей в именительном падеже единствен-ного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (про-граммным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко произво-дить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.
Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком де-тям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий которые можно с ним совершать.
Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сцепки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упраж-няются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существи-тельные прилагательными.
Примером может служить игра - драматизация «день рождения куклы — У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или малень-кий — Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек.) — Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец.) — Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол? — Когда придут гости, их надо будет посадить за стол. Зайка сядет на стул, Мишка — в кресло, Маша — на диван. и т. д.»
Основные педагогические требования к этому методу аналогичны тем, которые предъявляются и к дидактическим играм. Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксис и словообразования.
К. Д. Ушинским разработаны образцы упражнений для первоначального учения родному языку. Приведем примеры. Словообразование: гнездо птенца, или пти-чье гнездо; хвост лошади, или. ; хвост лисицы, или.
Е. И. Тихеевой были разработаны упражнения для развития речи дошкольников, в том числе и для развития ее синтаксической стороны: на распространение предложений, на добавление придаточных предложений и др. В современных ме-тодических и учебных пособиях предлагаются грамматические упражнения для всех возрастных групп.
- Рассматривание картин, в основном сюжетных, используются для формирова-ния умения строить простые и сложные предложения.
- Пересказ коротких рассказов и сказок — ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказов обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.
Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом. Ве-дущими приемами. Обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или кон-струкции предложения. Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.
Сравнение двух форм (чулок - носков; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное по-вторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.
Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др. В морфологии, синтаксисе и словообразовании исполь-зуются я типичные только для этого раздела приемы работы с детьми. В словооб-разовании, например, используется прием раскрытия словообразовательного зна-чения слова: Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара. В синтаксисе применяются подбор однородных определений, дополнение предложений и другие приемы, которые будут рассмотрены ниже.
Усвоение грамматических форм — сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок ре-шает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызвать положительные эмоции, проходить интересно и жи-во. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повто-ряют и запоминают непроизвольно.
Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в соб-ственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок — показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осозна-ния явлений языка и речи. В ходе занятий педагог добивается активности всех де-тей, точности и осознанности их ответов, фиксирует их внимание на звуковом об-разе слова и особо на произношении окончаний.
Практика речевого общения — важнейшее условие формирования грамматиче-ских навыков. Повседневная жизнь даст возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, Фик-сировать типичные ошибки, давать образец правильной речи. Разговаривая с вос-питанниками в уголке природы, на прогулке, педагог поощряет и побуждает об-щение детей друг с другом, сам вызывает их на разговор.
Собираясь на прогулку, воспитатель спрашивает:
— Вы хотите лепить снеговика? А ты, Ира, хочешь? Спроси у Наташи и Юли, хотят ли они лепить снеговика.
— Ну хорошо, — обобщает взрослый, — все лепить снеговика. — Подумайте, что с собой надо для этого взять— Ведро. Большое или маленькое? Возьмем не-большое пластмассовое ведро, оно легче, Белое эмалированное ведро тяжелее.
— Что еще надо взять? — Лопатки. — Сколько лопаток? — Три лопатки. Еще возьмем большую морковку для носа и краску.
— Миша, проверь, все ли взяли? — пластмассовое красное ведро, три лопатки, Морковку и краску.
Так, незаметно для детей, воспитатель упражняет их в употреблении глагола хотеть, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже.
Поручая повесить чистые полотенца на вешалки, педагог предлагает посчитать, сколько полотенец у каждого ребенка: у одного — три полотенца, у второго — пять полотенец, у третьего — шесть полотенец. Сколько не хватает полотенец? Не хватает трех полотенец. Надо еще сходить за тремя полотенцами. Овладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. У него вырабатывается речевой стереотип только при условии связи слов и их форм с фактами действительности. Поэтому так важно организовать деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями.
Следует ли исправлять ошибки детей в таких случаях когда:
— ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку— ребенок играет, он возбужден, что-то го-ворит и делает ошибки;
— ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.
Конечно, не следует. Воспитатель фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.
Дидактические игры на формирование грамматического строя речи у детей. (Практическая часть)
«Чудесный мешочек"
Цель: закрепить названия овощей, их цвета.
Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по од-ному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.
«Один – много»
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец – огурцы, помидор – помидоры, репа – репы».
«Поваренок»
Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению су-ществительных в винительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.
Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или са-лат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).
«Узнай игрушку»
Цель: уточнение и активизация словаря по теме.
Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.
Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и ногами». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.
«Угостим медведей чаем»
Цель: закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая.
Оборудование: три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя».
Ход: Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая. Мишкину посуду необхо-димо называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашка чашечка тарелка – тарелочка ложка ложечка.
«Чего не стало?»
Цель: уточнить названия предметов посуды, упражнять в образовании роди-тельного падежа, развить зрительное внимание и память.
Оборудование: кукольная или настоящая посуда.
Ход. Взрослый выставляет на стол три-четыре предмета посуды. Затем просит ребенка закрыть глаза и в это время прячет один из предметов. Ребенок называет исчезнувший предмет. Игра повторяется 3-4 раза.
"Доктор"
Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушечные атрибуты медика.
Ход. Взрослый предлагает ребенку поиграть в больного и доктора "сначала доктором будет ребенок. Взрослый жалуется, что у него болит голова (рука, нога, ухо и т. д.). «Доктор» должен осмотреть больного, и "полечить" его. Затем взрос-лый и ребенок меняются ролями.
Список литературы
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина – М. : Академия, 1999. – 160 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку до-школьников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 1998.– 400 с.
3. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду [Текст] /А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1977. – 122 с.
4. Бородич, A.M. Методика развития речи детей [Текст] / A.M. Бородин. - М. : Просвещение, 1981. – 276 с.
5. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В. В. Гербова. – М. : Просвещение, 1984. – 175 с.
6. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981.
7. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 288 с.