Приложение МААМ

Методическое сопровождение педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения

Ольга Максименко
Методическое сопровождение педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения
▼ Скачать + Заказать документы

«Методическое сопровождение

педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ :

проблемы и пути их решения»

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Максименко Ольга Павловна

2020 год, Южно-Сахалинск

Публикация «Методическое сопровождение педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения» размещена в разделах

В условиях модернизации системы дошкольного образования в Сахалинской области значительно возрастает роль воспитателя, компетентного в обучении и воспитании детей с ОВЗ и инвалидов. На современном этапе развития образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидов повышаются требования к личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции воспитателя.

Особенно сложно в условиях инклюзивного образования работать молодым педагогам. Особенностью их труда является то, что они с первого дня работы должны проявлять профессиональные качества в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями, поскольку имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. В связи с этим молодым педагогам в условиях инклюзивной деятельности нужно целенаправленно помогать, создавая необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для их профессионального роста и более легкой адаптации в условиях инклюзивной деятельности.

Статистические данные за последние несколько лет психолого-педагогических обследований воспитанников МАДОУ №1 «Загадка» их речевого и умственного развития показали тенденцию к увеличению количества дошкольников с особыми педагогическими потребностями. Так, к примеру, ещё в 2016 году воспитанников с ОВЗ и инвалидов в нашем образовательном учреждении насчитывалось около 0,03 %, но уже в 2019 количество данной категории детей резко возросло до 4%. По мере того, как количество детей с ОВЗ и инвалидов возрастало, возрастала и проблема перед педагогами в освоении инклюзивной деятельности. Особенно трудным вопрос инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидов дошкольного возраста оказался для наших молодых воспитателей. Молодые педагоги нашего учреждения не имели опыта в работе с детьми данной категории, поэтому появилась потребность в наставничестве.

Хотелось бы отметить, что Наставничество в нашем учреждении существует уже не первый год. И начала она свое существование в рамках помощи молодым педагогам педагогами со стажем. На сегодняшний день Наставничество в нашем учреждении, в связи с переходом к инклюзивной деятельности, приобрело иную цель. В Наставничестве мы видим одну из самых эффективных форм подготовки педагогических кадров для реализации инклюзивных задач в дошкольном учреждение. В связи с этой работой мы определили приоритетные направления деятельности :

-обучение молодых педагогов основам инклюзивного образования;

-разработка учебно-методических материалов и АОП для обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов;

-обучение молодых педагогов альтернативным средствам коммуникации;

-адаптация образовательных программ для воспитанников с ОВЗ и инвалидов;

- знакомство с современными педагогическими методами и формами интерактивного образования детей с ОВЗ и инвалидов;

-приобретение навыков в использовании в своей педагогической работе молодыми воспитателями интерактивных средств;

-освоение и использование в своей работе приёмов здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих технологий.

Опыт Наставничества показал, что воспитатели дошкольного учреждения, которое не имеет в своей структуре специальных групп, испытывают большие трудности в выборе подходов, методов и приёмов в обучении, воспитании и сопровождении детей с особыми педагогическими потребностями и их семьями. В этом случае роль специалистов учреждения, как наставников для воспитателей, работающих в инклюзивной деятельности, имеет большое значение.

В прошедшем 2019-2020 учебном году наше учреждение приняло участие в Конкурсе проектов на получение педагогами образовательных организаций поддержки (субсидий). Через реализацию проекта «Зажги свечу» мы планировали реализовать направление проектной деятельности- оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении. В самом начале реализации нашего проекта мы планировали охватить только молодых педагогов, однако в процессе его реализации пришли к выводу, что все педагоги, которые начинают работать в инклюзивной деятельности, нуждаются в помощи.

В своей наставнической деятельности нами была обозначена цель- организовать методическую работу по обеспечению помощи и поддержки педагогам в становлении их профессиональной компетенции в условиях реализации ФГОС ДО для осуществления инклюзивной практики.

Задачи:

• оказывать практическую помощь педагогам в период их адаптации в группах, имеющих в своём составе детей с ОВЗ и инвалидов;

• обеспечивать непрерывность профессионального образования педагога, повышать его теоретико-методический уровень и квалификацию в работе с воспитанниками с особыми образовательными потребностями;

• выявлять слабые стороны и проблемы начинающих педагогов в работе с детьми разной нозологии (ТНР, РАС, ЗПР и умственная отсталость) и обучать их преодолению;

• оказывать практическую методическую помощь молодым педагогам в разработке АОП для детей с разной нозологией;

• обеспечивать освоение ими современных педагогических технологий, а так же здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих приёмов в процессе обучения и воспитания детей с особыми педагогическими потребностями;

• обеспечивать обмен опытом успешной педагогической деятельности учителя-логопеда с молодыми педагогами ДОУ;

• оказывать помощь в разработке занятий в соответствии с реализацией ФГОС ДО в обучении и воспитании детей с особыми педагогическими потребностями;

• создавать условия для обобщения опыта молодым педагогам в работе с особыми детьми с целью самореализации и саморазвития;

• поощрять молодых педагогов и стимулировать их работу.

Проект реализовывался в три этапа:

1 этап. Декабрь Организация наставничества. Погружение

2 этап. Январь-февраль Работа с молодыми педагогами по программе, по плану

3 этап. Май Рефлексия. Защита методического продукта на заседании методического объединения

Реализация проекта «Зажги свечу» осуществлялась путем организации различных форм методической работы с педагогами, работающими с детьми ОВЗ и инвалидами: тренинги, консультации, анкетирование, самообразование, участие в вебинарах, дистанционное обучение, обобщение опыта в реализации АОП для воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Наш проект был рассчитан на три месяца, однако важность работы в этом направлении определило для нас необходимость в продолжении наставнической работами с педагогами дошкольного учреждения, которые работают в инклюзивной деятельности.

I. За время реализации данного проекта у педагогов в инклюзии сформированы :

1. Способность к разработке адаптированных образовательных программ для воспитанников с ОВЗ и инвалидов с учетом ФГОС ДО;

2. Способность вести образовательную и воспитательную деятельность по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ и инвалидов ;

3. Способность к социально-педагогической, организационной поддержке (сопровождению) обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательной деятельности в условиях инклюзии;

4. Способность к созданию в образовательной организации социально-активной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями;

5. В работе с детьми с ОВЗ сформированы предметные, методические, организационные, коммуникативные, рефлексивные, информацинно – коммуникативнцые, компетенции;

6. Профессиональные качества педагога инклюзивной практики : толерантность, чувство меры, гибкость и мобильность;

II. Повысился уровень профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивную практику :

- наше учреждение предоставило возможность 35 педагогам нашего учреждения проути дистанционные курсы по теме : «Система работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО дошкольное образование»;

-логопед учреждения провела с педагогами около семинары, мастер-классы с целью знакомства педагогов ДОУ с инклюзией и приемами здоровьесбережения и укрепления;

- организован контроль за введение педагогами в занятия с детьми с ОВЗ и инвалидами здоровьеукрепляющих приемов.

III. Разработка учебно-методических материалов молодыми педагогами для обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов в условиях введения ФГОС ДО

-педагоги собрали материал по здоровьеразвивающим приемам для детей с ОВЗ и разработали для своей работы картотеки специальных игр и упражнений.

IV. Улучшилось техническое оснащение групп специальными здоровьесберегающими и здоровьеукрепляющими тренажёрами для детей с ОВЗ и инвалидов

- на средства, полученные от Департамента образования города Южно-Сахалинска в рамках данного проекта, нами были закуплены на каждую группу комплекты предметов для развития и укрепления здоровья для детей с ОВЗ и инвалидов (Массажные коврики и валики для ног, массажные мячики для развития мелкой моторики рук, массажеры для ладоней и пальцев) :

-для эффективной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи мы приобрели комплекты с печатными и интерактивными играми для речевого развития детей с ОВЗ;

-мы приобрели Стабиллотренажёр для развития биологически обратной связи у детей с РАС,ю ЗПР, ТНР

Работа в инклюзивной деятельности- большой труд для всех лиц, которые принимают участие в образовании и воспитании ребенка с ОВЗ и инвалида. И чтобы улучшить качества образования в нашем дошкольном учреждении детей с ОВЗ мы считаем, что одним из приоритетных форм является организация наставничества с целью повышения у педагогов уровня компетентности в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

«Как пройти в Ситцевую Страну?» Консультация для педагогов. Часть 2 «Начало пути»«Как пройти в Ситцевую Страну?» Консультация для педагогов. Часть 2 «Начало пути» Сегодня мы, уважаемые коллеги, немножко отклонимся от собственно «ситцевых» стран и прочих волшебных континентов, а посмотрим с чего начинается.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Методическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулкеМетодическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулке Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку. Наступило долгожданное лето и теперь (если,.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Методическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое сопровождение педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения
Опубликовано: 22 сентября 2020 в 09:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое сопровождение педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Максименко (УИ 402056) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД