Ольга Максименко
Методическое сопровождение педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения
▼ Скачать + Заказать документы
педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ :
проблемы и пути их решения»
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Максименко Ольга Павловна
2020 год, Южно-Сахалинск
Публикация «Методическое сопровождение педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения» размещена в разделах
В условиях модернизации системы дошкольного образования в Сахалинской области значительно возрастает роль воспитателя, компетентного в обучении и воспитании детей с ОВЗ и инвалидов. На современном этапе развития образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидов повышаются требования к личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции воспитателя.
Особенно сложно в условиях инклюзивного образования работать молодым педагогам. Особенностью их труда является то, что они с первого дня работы должны проявлять профессиональные качества в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями, поскольку имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. В связи с этим молодым педагогам в условиях инклюзивной деятельности нужно целенаправленно помогать, создавая необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для их профессионального роста и более легкой адаптации в условиях инклюзивной деятельности.
Статистические данные за последние несколько лет психолого-педагогических обследований воспитанников МАДОУ №1 «Загадка» их речевого и умственного развития показали тенденцию к увеличению количества дошкольников с особыми педагогическими потребностями. Так, к примеру, ещё в 2016 году воспитанников с ОВЗ и инвалидов в нашем образовательном учреждении насчитывалось около 0,03 %, но уже в 2019 количество данной категории детей резко возросло до 4%. По мере того, как количество детей с ОВЗ и инвалидов возрастало, возрастала и проблема перед педагогами в освоении инклюзивной деятельности. Особенно трудным вопрос инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидов дошкольного возраста оказался для наших молодых воспитателей. Молодые педагоги нашего учреждения не имели опыта в работе с детьми данной категории, поэтому появилась потребность в наставничестве.
Хотелось бы отметить, что Наставничество в нашем учреждении существует уже не первый год. И начала она свое существование в рамках помощи молодым педагогам педагогами со стажем. На сегодняшний день Наставничество в нашем учреждении, в связи с переходом к инклюзивной деятельности, приобрело иную цель. В Наставничестве мы видим одну из самых эффективных форм подготовки педагогических кадров для реализации инклюзивных задач в дошкольном учреждение. В связи с этой работой мы определили приоритетные направления деятельности :
-обучение молодых педагогов основам инклюзивного образования;
-разработка учебно-методических материалов и АОП для обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов;
-обучение молодых педагогов альтернативным средствам коммуникации;
-адаптация образовательных программ для воспитанников с ОВЗ и инвалидов;
- знакомство с современными педагогическими методами и формами интерактивного образования детей с ОВЗ и инвалидов;
-приобретение навыков в использовании в своей педагогической работе молодыми воспитателями интерактивных средств;
-освоение и использование в своей работе приёмов здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих технологий.
Опыт Наставничества показал, что воспитатели дошкольного учреждения, которое не имеет в своей структуре специальных групп, испытывают большие трудности в выборе подходов, методов и приёмов в обучении, воспитании и сопровождении детей с особыми педагогическими потребностями и их семьями. В этом случае роль специалистов учреждения, как наставников для воспитателей, работающих в инклюзивной деятельности, имеет большое значение.
В прошедшем 2019-2020 учебном году наше учреждение приняло участие в Конкурсе проектов на получение педагогами образовательных организаций поддержки (субсидий). Через реализацию проекта «Зажги свечу» мы планировали реализовать направление проектной деятельности- оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении. В самом начале реализации нашего проекта мы планировали охватить только молодых педагогов, однако в процессе его реализации пришли к выводу, что все педагоги, которые начинают работать в инклюзивной деятельности, нуждаются в помощи.
В своей наставнической деятельности нами была обозначена цель- организовать методическую работу по обеспечению помощи и поддержки педагогам в становлении их профессиональной компетенции в условиях реализации ФГОС ДО для осуществления инклюзивной практики.
Задачи:
• оказывать практическую помощь педагогам в период их адаптации в группах, имеющих в своём составе детей с ОВЗ и инвалидов;
• обеспечивать непрерывность профессионального образования педагога, повышать его теоретико-методический уровень и квалификацию в работе с воспитанниками с особыми образовательными потребностями;
• выявлять слабые стороны и проблемы начинающих педагогов в работе с детьми разной нозологии (ТНР, РАС, ЗПР и умственная отсталость) и обучать их преодолению;
• оказывать практическую методическую помощь молодым педагогам в разработке АОП для детей с разной нозологией;
• обеспечивать освоение ими современных педагогических технологий, а так же здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих приёмов в процессе обучения и воспитания детей с особыми педагогическими потребностями;
• обеспечивать обмен опытом успешной педагогической деятельности учителя-логопеда с молодыми педагогами ДОУ;
• оказывать помощь в разработке занятий в соответствии с реализацией ФГОС ДО в обучении и воспитании детей с особыми педагогическими потребностями;
• создавать условия для обобщения опыта молодым педагогам в работе с особыми детьми с целью самореализации и саморазвития;
• поощрять молодых педагогов и стимулировать их работу.
Проект реализовывался в три этапа:
1 этап. Декабрь Организация наставничества. Погружение
2 этап. Январь-февраль Работа с молодыми педагогами по программе, по плану
3 этап. Май Рефлексия. Защита методического продукта на заседании методического объединения
Реализация проекта «Зажги свечу» осуществлялась путем организации различных форм методической работы с педагогами, работающими с детьми ОВЗ и инвалидами: тренинги, консультации, анкетирование, самообразование, участие в вебинарах, дистанционное обучение, обобщение опыта в реализации АОП для воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Наш проект был рассчитан на три месяца, однако важность работы в этом направлении определило для нас необходимость в продолжении наставнической работами с педагогами дошкольного учреждения, которые работают в инклюзивной деятельности.
I. За время реализации данного проекта у педагогов в инклюзии сформированы :
1. Способность к разработке адаптированных образовательных программ для воспитанников с ОВЗ и инвалидов с учетом ФГОС ДО;
2. Способность вести образовательную и воспитательную деятельность по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ и инвалидов ;
3. Способность к социально-педагогической, организационной поддержке (сопровождению) обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательной деятельности в условиях инклюзии;
4. Способность к созданию в образовательной организации социально-активной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями;
5. В работе с детьми с ОВЗ сформированы предметные, методические, организационные, коммуникативные, рефлексивные, информацинно – коммуникативнцые, компетенции;
6. Профессиональные качества педагога инклюзивной практики : толерантность, чувство меры, гибкость и мобильность;
II. Повысился уровень профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивную практику :
- наше учреждение предоставило возможность 35 педагогам нашего учреждения проути дистанционные курсы по теме : «Система работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО дошкольное образование»;
-логопед учреждения провела с педагогами около семинары, мастер-классы с целью знакомства педагогов ДОУ с инклюзией и приемами здоровьесбережения и укрепления;
- организован контроль за введение педагогами в занятия с детьми с ОВЗ и инвалидами здоровьеукрепляющих приемов.
III. Разработка учебно-методических материалов молодыми педагогами для обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов в условиях введения ФГОС ДО
-педагоги собрали материал по здоровьеразвивающим приемам для детей с ОВЗ и разработали для своей работы картотеки специальных игр и упражнений.
IV. Улучшилось техническое оснащение групп специальными здоровьесберегающими и здоровьеукрепляющими тренажёрами для детей с ОВЗ и инвалидов
- на средства, полученные от Департамента образования города Южно-Сахалинска в рамках данного проекта, нами были закуплены на каждую группу комплекты предметов для развития и укрепления здоровья для детей с ОВЗ и инвалидов (Массажные коврики и валики для ног, массажные мячики для развития мелкой моторики рук, массажеры для ладоней и пальцев) :
-для эффективной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи мы приобрели комплекты с печатными и интерактивными играми для речевого развития детей с ОВЗ;
-мы приобрели Стабиллотренажёр для развития биологически обратной связи у детей с РАС,ю ЗПР, ТНР
Работа в инклюзивной деятельности- большой труд для всех лиц, которые принимают участие в образовании и воспитании ребенка с ОВЗ и инвалида. И чтобы улучшить качества образования в нашем дошкольном учреждении детей с ОВЗ мы считаем, что одним из приоритетных форм является организация наставничества с целью повышения у педагогов уровня компетентности в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ.