Анна Мазутова
Методическое обеспечение инновационного процесса музыкального образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Методическое обеспечение инновационного процесса музыкального образования детей дошкольного возраста»
Старший воспитатель МБДОУ ЦРР
детский сад №11 «Семицветик»
г. Нижний Новгород
Мазутова Анна Евгеньевна
Требования к современному образованию и социальный заказ ставят ДОУ перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Каждое учреждение имеет право выбора образовательных моделей, кадровой политики, программ и педагогических технологий, но в любом случае на него возлагаются определённые обязательства по подготовке и организации нововведения, т. к. объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
Публикация «Методическое обеспечение инновационного процесса музыкального образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Моя задача - на примере нашего МБДОУ показать систему методической работы и путь от адаптации инновационной педагогической технологии музыкального образования детей дошкольного возраста до достижения планируемых результатов.
Программа «Камертон» является педагогической технологией. По программе «Камертон» работает большинство дошкольных образовательных учреждений Сормовского района г. Нижнего Новгорода. В результате экспертизы содержания программы «Детство», выявилось
• отсутствие целеполагания,
• общность задач,
• недостаточность содержательного аспекта по музыкальному воспитанию детей.
Доктор педагогических наук Э. П. Костина набирала спец курс музыкальных руководителей при НИРО по обучению специалистов работе по программе музыкального образования детей дошкольного возраста «Камертон», которая наиболее полно отвечала современным требованиям к качеству музыкального образования дошкольника, предусматривала целостность, систематичность, комплексность обучения, воспитания и развития ребёнка от рождения до поступления в школу.
Коллективом единогласно было принято решение использовать данную программу как парциальную к программе «Детство».
В ходе работы у нас возникло много проблем и вопросов, которые мы решали и на пед советах, общих родительских собраниях, общих собраниях МБДОУ, заседаниях родительского комитета, на заседаниях инновационной группы, на оперативных совещаниях, в дисскуссиях, спорах и т. д. Важно, чтобы каждый участник инновационного процесса чётко знал цель и задачи.
Проблемы требуют немедленного решения: издание приказов, распоряжений, принятия управленческих решений.
Каковы же основные изменения в деятельности учреждения возникли в процессе инновационной деятельности?
• в нормативно – правовой базе:
-изменение локальных актов
*принятие «Положения о инновационной группе»;
*принятие Положения об оплате труда.
- изменение должностных инструкций (пересмотр функциональных обязанностей старшего воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя, психолога с учётом требований к использованию технологии музыкального образования).
• в финансово – экономической деятельности:
-поиск дополнительных источников финансирования для пополнения предметно-развивающей среды
• в программно – методическом обеспечении :
-внедрение технологии музыкального образования детей дошкольного возраста по программе «Камертон»,
-использование инновационных технологий по программе «Детство» (технология сотрудничества – где имеет место гуманно–личностный подход к каждому ребёнку,
- использование новых методических пособий : Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей», Э. П. Костина учебно – методические пособия «Я люблю музыку» по слушанию, игре на музыкальных инструментах, певческой деятельности,
- использование нового диагностического механизма:
диагностика музыкального развития детей Э. П. Костиной
- планирование системы методической работы с педагогами
наиболее эффективные формы:
*проведение тематических семинаров и семинаров – практикумов
*организация «Круглого стола» с обсуждением проблемных вопросов по организации образовательного процесса в МДОУ.
• в кадровом обеспечении :
- определение форм повышения квалификации ст. воспитателя, воспитателей, педагога-психолога.
• в организационно – педагогическом обеспечении :
- использование различных форм организации:
o совещание при руководителе с целью разработки основных
направлений, регулирования, координации, анализа и т. д.,
o пед совет с целью принятия управленческих решений о
реализации программы, о внедрении новых педагогических технологий, об организации пед процесса, уровне освоения программы детьми, о передовом пед опыте муз руководителей, воспитателей и т. д.
o производственные совещания с целью обсуждения
взаимодействия специалистов и педагогов, критериев оценки деятельности детей, муз предметно – развивающей среды и т. д.
o работа инновационной группы с целью координации и
коррекции деятельности педагогов, обсуждения анализа уровня освоения программы и т. д.
-поиск и установление регулярных связей с социумом;
- установление целенаправленного взаимодействия с родителями.
Вашему вниманию хотим представить систему методической работы по музыкальному образованию детей в ДОУ на сегодняшний день.
Результативность методической работы оценивается по качеству работы воспитателя с детьми, а именно по уровню музыкального развития детей. Система работы методической службы включает в себя ряд последовательно осуществляемых шагов, определяющих постепенность реализации намеченных целей.
АНАЛИЗ. Его целью является изучение особенностей музыкального развития детей, компетентности воспитателей и родителей по вопросам музыкального развитии детей и в состав входит :
* Обследование особенностей музыкального развития детей по методике Э. П. Костиной.
* Проведение анкетирования воспитателей и родителей.
* Организация мониторинга деятельности педагогов по музыкальному развитию детей.
В результате анализа выявляются проблемы педагогической деятельности и ставятся задачи работы
ПЛАНИРОВАНИЕ. Его целью является: Спланировать процесс решения задач в работе с педагогами и родителями и в состав входит:
* Планирование инновационной работы.
* Перспективное планирование
* Выбор направлений самообразования.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Её целью является: Реализация спланированного процесса методической работы с педагогами и родителями и в состав входит:
1. Работа с педагогами Консультации, лекции, беседы, выставки литературы, семинары, открытые и коллективные просмотры, работа творческой и инновационной групп, обобщение опыта педагогов по музыкальному развитию детей.
2. Работа с родителями:
• Индивидуальные консультации и беседы по задачам годового плана, по запросу родителей;
• папки – передвижки;
• изготовление тематических альбомов;
• анализ и обсуждение результатов развития ребёнка;
• совместные досуговые мероприятия;
• открытые просмотры;
• анкетирование;
• групповые собрания;
РЕГУЛИРОВАНИЕ. Цель его: Скорректировать методическую работу и образовательный процесс с детьми. Осуществляется этот процесс в виде тематических проверок и мониторинга
КОНТРОЛЬ, последний шаг. Его цель: Выявить динамику в развитии детей, в компетентности педагогов. На данном этапе принимаются управленческие решения по данному вопросу на заседаниях педагогического совета или Совета Учреждения.
Мониторинг этапов инновационной деятельности, обучающие семинары, обсуждение результатов работы на совещаниях при заведующей позволяют утверждать, что на заключительном этапе обучения педагоги свободно ориентируются в методах работы с детьми в музыкальном развитии детей, в применении современных развивающих технологий музыкального образования, овладели способами взаимодействия с детьми, коллегами, специалистами и родителями по вопросам музыкального развития детей.
Возросла уверенность воспитателей в своих силах, самооценка уровня собственной компетентности стала адекватной, появилось осознание своих слабых и сильных сторон, о чем свидетельствуют результаты итогового анкетирования воспитателей и специалистов по музыкальному развитию детей (средний показатель качественных изменений возрос на 43 %). Методическая работа, направленная на решение задач музыкального развития детей и повышения компетентности педагогов реализовывалась через разнообразные интерактивные формы. Основная часть педагогов имеют высокий профессиональный уровень, который позволяет эффективно решать намеченные цели воспитания и развития детей.
Управление инновационным процессом музыкальным образованием дошкольников позволило нам анализировать, планировать, прогнозировать, контролировать, регулировать и корректировать результаты педагогической деятельности, в конечном итоге мы имеем:
1. Реальную взаимосвязанную модель управления процессом музыкального образования детей.
2. Приведённые в соответствие локальные акты и должностные инструкции участников образовательного процесса : старшего воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя.
3. Соответствующее программно - методическое обеспечение.
4. Образовательную программу и программу развития с чётко проработанным содержанием по музыкальному воспитанию детей.
5. Современную педагогическую технологию, адаптивную в разных видах детской деятельности.
6. Динамичную развивающую музыкально-образовательную макро и микро среду.
7. Систему контроля за музыкальным развитием детей.
8. Высокий и средний уровень овладения детьми всеми видами детской музыкальной деятельности : слушанием музыки, певческой деятельностью, музыкально-ритмической деятельностью, игрой на детских музыкальных инструментах.
9. Устойчивые связи с социумом.
10. Целенаправленное взаимодействие с семьёй.
11. Высокий уровень управленческой культуры всех субъектов системы
Список используемой литературы:
1. П. И. Третьяков «Дошкольное образовательное учреждение : управление образованием по результат» М: Новая школа, 2001 г.
2. А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина «Старший воспитатель детского сада» М: «Просвещение», 1990 г.
3. Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева «Управление образовательным процессом в ДОУ» М: «Айрис Пресс», 2006 г.
4. В. Ю. Питюков «основы педагогической технологии» М: «Гном-пресс» 1999 г.
5. Р. Ю. Белоусова «Технологии управления инновационными процессами в дошкольном образовании Нижегородской области» Нижний Новгород, НИРО 2011 г.