Елена Стрыгина
Методические рекомендации по коррекции речевого дыхания при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия. В работе с детьми-дизартриками принципиальна последовательность проведения гимнастик разного вида. Сначала проводится общая моторная гимнастика, вслед за ней дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная.
Публикация «Методические рекомендации по коррекции речевого дыхания при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дизартрия
- Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дыхательная гимнастика — это составная часть лечебной физкультуры, которая ставит своей целью тренировку дыхательного аппарата и повышения эффективности дыхания. Почему же дыхательная гимнастика для детей необходима? Дыхательная система ребенка по своей природе устроена довольно сложно и мудро. Главная задача родителей и педагогов сохранить ее здоровой.
Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Наметившаяся в последнее время устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих речевую патологию, среди которых одной из самых распространенных является дизартрия, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему.
Формирование речевого дыхания и коррекция дизартрии — это неотъемлемые составляющие успешного развития детей с речевой патологией. Фактически работа по развитию речевого дыхания включена во все комплексные системы коррекционной работы при дизартрии и является одним из главных направлений в ходе коррекции дизартрии.
Методика коррекционной работы по развитию речевого дыхания у детей при дизартрии включает пять основных этапов:
первый этап – подготовка к развитию грудно – брюшного типа дыхания;
второй – обучение приемам дыхательной гимнастики осуществляется дальнейшее развитие грудно – брюшного типа дыхания, развитие диафрагмальной мышцы, увеличение объёма вдыхаемого воздуха;
на третьем этапе осуществляется развитие фонационного (озвученного) выдоха;
четвертый этап – развитие речевого дыхания : детей обучают в процессе выдоха произносить последовательно сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из 2, а затем из 3-4 слов, а также рифмованные строки, т. е. по мере усвоения упражнений речевые задачи усложняются;
пятый этап- развитие речевого дыхания осуществляется при реализации усложненных речевых задач : дети обучаются произнесению прозаических текстов, состоящих из 3-4 коротких фраз, правильно используя речевое дыхание.
Все дыхательные движения в данной методике реализуются одновременно с выполнением двигательных упражнений, рекомендованных в методике парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Рекомендации при работе с дыханием логопедам и родителям
1. Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять во время всего срока коррекционной работы над звукопроизношением.
2. Все дыхательные упражнения выполняются в хорошо проветренном помещении.
3. Все дыхательные упражнения выполняются дозированно. Дозируется количество и темп упражнений. Ребенок интенсивно дует не более 3-5 раз за один прием в течение нескольких секунд. Дыхательные упражнения выполняются по времени от 30 секунд до полутора минут. Между упражнениями следует делать перерыв с переключением ребенка на другие виды деятельности. Следует наблюдать за состоянием детей во избежание гипервентиляции легких и головокружения.
4. Мундштуки надувных игрушек, музыкальных инструментов и пузырьки должны обрабатываться перед каждым использованием. Трубочки для коктейля должны быть одноразовыми.
5. Многие игры и упражнения можно включать в физкультурные и музыкальные занятия, а также в занятия воспитателей. Таким образом, осуществляется взаимосвязь между логопедом, воспитателем, инструктором физкультуры и музыкальным руководителем.
6. Все дыхательные упражнения, очень полезны и необходимы для детей с дизартрией. Более того, при дизартрии, вся работа над звукопроизношением постоянно сочетается с работой над правильным выдохом.
7. Упражнения и игры лучше проводить при свободном положении тела в пространстве. Многие выбранные вами упражнения можно выполнять стоя, сохраняя правильную осанку. Если ребенок выполняет упражнения сидя, то он не должен сутулиться и нагибаться.
8. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко, спокойно, через нос, не поднимая плечи. Выдох должен быть плавным, длительным, достаточной силы, но без напряжения.
9. Следите за точностью направления воздушной струи. Помните, что произношение большинства звуков требует центральной воздушной струи (кроме звуков [л], [л’]).
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности. Дыхательная гимнастика помогает выработать сильный, плавный, удлинённый выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Все представленные нами упражнения помогут дошкольникам достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Литература
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников : учеб. пособие/ М. М. Алексеева. - М. : Академия, 1998. -160 с.
2. Белякова, Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи : метод. пособие. М. : Книголюб, 2005.- 55 с.
3. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков : кн. для логопеда/И. И. Ермакова. М. : Просвещение, 1996.- 157 с.