Косарева Наталья Петровна
Методические аспекты обучения в предмете «Музыка» в условиях перехода на обновлённые ФГОС НОО и ООО
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель музыки
МКОУ «Школа-интернат № 26 г. Нижнеудинск»
Косарева Наталья Петровна
Министерством просвещения утверждены новые федеральные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, которые начнут действовать с 1 сентября 2022 года. Уже первые и пятые классы должны будут обучаться по обновлённым ФГОС. Приказ был утвержден ещё 31 мая 2021 года № 286.
Уважаемые коллеги, хочу поделиться своими мыслями, в связи с переходом на обновлённые ФГОС, возможно кому - то придет понимание, что «Не страшен черт, как его малюют».
Темочки:
Да, мы все учителя без сомненья сейчас находимся на этапе новых изменений, мы включены в процесс глобального переустройства образовательного содержания. А ведь не секрет, что наш предмет музыка не всегда становился важным в кругах ученической и родительской общественности. Но когда люди начинают понимать, что именно происходит на наших уроках, то становится ясно, что все те трудности, которые есть на нашем педагогическом пути они - объективны. Но они старицей окупаются тем светом в детских глазах, которые мы видим, когда нам удается донести всё, то прекрасное и удивительное через многогранный мир музыкального искусства.
Так чего же нам ждать от обновлённых ФГОС? С чего начать?
Давайте вспомним, а как всё начиналось. Наверняка вы помните новые государственные стандарты первого поколения в 2004 году. Хоть и отмечался их новаторский дух, но на деле они оказались сырыми. Мы попали в атмосферу хаоса, и многим из нас приходилось учиться у самих себя. Конечно, было трудно, и мы всё это испытали на себе.
Второй этап оказался более удачным и на протяжении последнего десятилетия основными педагогическими акцентами стали развитие универсальных учебных умений, то есть, умение ученика к самостоятельному поиску и добыванию информации, где на первый план выходит личность ребёнка, развитие которого происходит через проектную и внеурочную деятельность.
И вот сейчас мы с вами становимся участниками третьего этапа - обновлённые ФГОС, это не принципиально какие - то новые стандарты, это всё еще те стандарты, которые устояли временем, стали более доступными, понятными. И что же происходит в обновлениях? Наконец – то начинает происходить комплексный подход, единое решение, когда в одной связке начинают работать все системы образования, наполняя образовательное содержание государственных стандартов. Появление примерных утвержденных программ по музыке даёт возможность учителю единого подхода в образовательном процессе, единую структуру программы, где описаны подробно предметные результаты образования, распределены по видам деятельности, разделены по тематизму, и вот такое комплексное расширение позволяет учителю всё найти в одном месте. Впервые появляется модульная идеология, которая, кстати, может вызвать трудности: во внедрении, в апробации программы. Предупреждаю, что трудности могут возникнуть и при непосредственной разработки рабочих программ самим учителем, ведь ему необходимо посмотреть, проанализировать насколько тот или иной модуль органично или менее органично будет встраиваться в те возможности, которые есть в образовательной организации. Я думаю, что с моим мнением согласятся очень многие учителя. И всё же нам придётся с этим свыкнуться и модульное образование внедрить в свой образовательный процесс. Ранее мы уже сталкивались с модулями в концепции преподавания предметной области «Искусство», которые имели свои достоинства и недостатки: например, недостаточность внедрения ИКТ, недостаточность учебного времени на творческую и проектную деятельность учащихся, не в полной мере отражался потенциал этнокультурных и национальных особенностей региона. Поэтому и возникла необходимость в модернизации образовательного содержания, обновление государственного стандарта даёт возможность вариативности в сквозных модулях.
Что касается задач учебного предмета Музыка, то они остаются теми же, это и воспитание грамотного слушателя, и изучение лучших образцов музыкальной культуры, и приобщение к музыкальной деятельности и т. д. И вот с таким педагогическим багажом мы переходим работать в обновлённые программы, где от нас потребуется в период начального образования заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразие музыкальной культуры в жизни современного человека от фольклора до современной музыки. А уже далее в основном образовании происходит расширение музыкальной грамоты, музыкального кругозора за счёт увеличения количественного состава модулей, так сказать более углублённо. Познакомиться с модулями вы можете в примерной программе. Содержательные блоки нацелены на достижение предметных результатов, они как раз привязаны к модулям, в которых очень тщательно прописан каждый результат, в которых должен прослеживаться системно - деятельностный подход. К каждому модулю добавляется целевой блок, который является вспомогательным, а также в каждом модуле есть разбивка на более мелкие блоки, учитывающие разные индивидуальные сочетания, что позволяет учителю либо расширить, либо наоборот уменьшить количество часов на изучение той или иной темы. В этом и заключается главное качество обновлённого государственного стандарта – это его вариативность. Еще одна очень важная часть программы в том, что к каждому тематизму для более глубокой содержательной линии прописываются необходимые виды деятельности ученика, таким образом, происходит стыковка богатого разнообразия репертуара, а значит, урок становится интереснее и многогранней. Учитель спокойно может варьировать мелкие блоки в любой последовательности, тем самым проявляя гибкость в образовательном процессе. Из чего следует, что когда учитель будет создавать свой календарный план, то может выбрать те «кубики» - блоки, которые хорошо будут укладываться в «пазл» его урока, в его драматургию, таким образом, учитель продолжает творчески работать. Как оказалось, ничего сложного нет.
Что хотелось бы сказать о конструкторе рабочих программ, который размещен на портале единого содержания общего образования (https://edsoo.ru/constructor/). Для того чтобы начать работу в конструкторе вам необходима регистрация. На сайте размещена ссылка на видео инструкцию по разработке рабочей программы. Да придётся потратить время, но это того стоит. А вот что касается УМК, то пока, к сожалению, он находится в обновлении, пусть и незначительном. Отдельные штрихи убираются, какие – то штрихи добавляются, происходит так называемая доработка, проходит его экспертиза, поэтому мы пока будем работать по старым учебникам.
Ну, вот собственно и всё. Мой небольшой краткий экскурс по методическим аспектам завершен.