Наталья Бабашкина
Методическая разработка в образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка - разновидность учебно-методического
издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и
подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия.
Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику
поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых
результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.
Методическая разработка - это издание, раскрывающее формы,
средства, методы обучения, элементы современных педагогических
Публикация «Методическая разработка в образовании» размещена в разделах
технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к
конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию
программы в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и
коллективной работой.
Методическая разработка может представлять собой:
-разработку конкретного занятия;
-разработку серии занятий;
-разработку темы программы;
-описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания
(словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы,
видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных
технологий и др.);
-сборник практических заданий и упражнений, способствующих
достижению современных целей образования;
-пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их
использованию.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные
требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть
актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть
накоплен определенный опыт.
Определить цель методической разработки.
Внимательно изучить литературу, методические пособия,
положительный опыт по выбранной теме.
Составить план и определить структуру методической разработки.
Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки,
необходимо четко определить ее цель.
Например, цель может быть следующей:
-определение форм и методов изучения содержания темы;
-раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы
учебной программы;
-описание видов деятельности воспитателя и воспитанников;
-описание методики использования современных технических и
информационных средств обучения;
-использования современных педагогических технологий или их
элементов на занятиях и т. д.
Требования, предъявляемые к методической разработке :
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме
и цели.
2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги
могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного
процесса, эффективности методов и методических приемов, формах
изложения учебного материала, применения современных технических и
информационных средств обучения.
3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание
учебников и учебных программ, освещать вопросы, изложенные в
общепедагогической литературе.
4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и
четко.
5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным,
грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна
соответствовать педагогическому тезаурусу.
6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения
должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материальнотехнические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого
применении активных форм и методов обучения.
9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать
педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, тесты,
поуровневые задания и т. д.).