Получи документы

Формирование речевого развития у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии

Анна Глистина
Формирование речевого развития у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

По итогам весенней диагностики на конец 2020 года наблюдалось некоторое отставание в речевом развитие детей. Возник вопрос необходимости поиска эффективных способов и методов работ по компенсированию задержек в данной области.

На сегодняшний день - образная богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

Публикация «Формирование речевого развития у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии» размещена в разделах

• Речь односложная. Неспособность грамматически правильно построить предложение;

• Бедность речи. Недостаточность словарного запаса;

• Употребление не литературных слов и выражений;

• Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ;

Неспособность построить грамотно монолог: например, сюжетные и описательные рассказы на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

• Отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов;

• Не до конца сформированы навыки культуры речи в соответствии с возрастам : неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.

Перед нами сегодня стоит нелегкая задача - организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Наше время - это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.

Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников.

Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.

Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности для нас является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

ТРИЗ - технология, как универсальный инструмент можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, игровой и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка дошкольника. Создает ситуацию успеха, идет взаимообмен результатами решений, решения одного ребенка активизируют мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология дает возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, учит дошкольника нестандартному мышлению.

Цель: используя передовой педагогический опыт, организовать совместную работу воспитателей, родителей и детей, направленную на компенсацию речевых нарушений различного характера.

Задачи:

Развивать способность грамотно строить предложения;

• Расширять словарный запас;

• Прививать речевую культуру;

• Продолжать учить грамотно и доступно формулировать вопрос, строить развернутый ответ; давать логическое обоснование своим утверждениям и выводам;

Формировать представления о правилах построение монолога; побуждать свободно выступать публично;

• Воспитывать стремление к эмоциональности и выразительности в чтение стихов; способность саморегуляции темпа и громкости речи.

ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Почему я использую ТРИЗ в своей работе. Потому что я считаю, что ТРИЗ - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми

Я использую технологию ТРИЗ, как универсальный инструментарий практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах).

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В своей работе я использую разные методы технологии ТРИЗ :

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Суть метода - с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией.

Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

1. Точно сформулировать проблему.

2. Определить важнейшие элементы объекта.

3. Определить варианты исполнения элементов.

4. Занести их в таблицу.

5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

6. Выбрать оптимальный вариант.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

Метод ММЧ. (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

Сущность используемого в игре метода ММЧ в том, что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества. разных маленьких человечков. Они могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.

Человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки, чтобы их разъединить нужно, приложить какое-то действие.

Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь не прочна, одних человечков можно легко отделить от других (например, отлить из стакана воду

Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, и поэтому они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают друг друга.

С помощью игры не трудно ответить на вопрос, почему камень твердый (потому, что маленькие человечки крепко держатся друг за друга); показать переход от одного агрегатного состояние в другое, например, почему лед зимой не тает? Потому, что маленьким человечкам холодно, и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, маленькие человечки согрелись, им стало тепло, и они начали распрямляться, перестали крепко держаться за руки, а касались друг друга лишь плечиками, локтями, пальцами. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, получилась вода. А солнце греет все сильнее и сильнее, маленьким человечкам становится все жарче и жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.

Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

наличие положительного и отрицательного героев;

зло, причинённое отрицательным героем;

борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

О ком сочиняем сказку?

Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?

С кем он дружил?

Кто им мешал? Каким образом?

Как добрый герой боролся со злом?

Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки:

1. Жил-был…

2. И был он какой?.

3. Умел делать что?.

4. Делал он это, потому что…

5. Но в это время жила-была…

6. Она была…

7. Однажды между ними случилось…

8. Им помогла…

9. Сделала она это, чтобы… и т. д.

Синектика – мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходства предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, их сравнивать и классифицировать:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

- изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д. ;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Данетка - Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка-данетка не содержит четкого вопроса.

У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих. При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет» (а также «не имеет значения»).

Данетки бывают разными

Можно сыграть в игру, несущую в своей основе какой-то загаданный предмет, явление, животное и т. п. Например, задумайте какой-нибудь овощ и спросите у малыша, какой именно. Малыш станет задавать вам уточняющие вопросы и, в конце концов, разгадает загадку.

- Этот овощ растет у нас на даче?

- Его кладут в борщ?

- Он красный?. и т. д.

Я сделала вывод что, использование в своей работе технологии ТРИЗ является эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. А также идет тесная взаимосвязь с родителями, так как они помогают изготавливать большую часть материала, в том числе игры. Поэтому в курсе всех методов технологии ТРИЗ.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз – творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей.

Предполагаемые результаты:

К концу года предполагается рост речевой активности детей. У детей, которые не принимали активного участия в театрально-постановочной деятельности, проявляли слабый интерес к содержанию занятий, повысится самооценка и заинтересованность в участии в различного рода деятельности (творческой, познавательной и т. п.) Дети свободно строят распространенные предложения, вопросы, ответы, монологи, умеют поддержать диалог со сверстниками и взрослыми; способны составить небольшие рассказы, сказки, обогащая свою речь прилагательными, наречиями, сравнениями и т. п. ; аргументируют собственные решения и выводы. В речи детей появилось много новых слов. Темп речи стал спокойный, снизилась громкость, возросла четкость произношения, выразительность и эмоциональность при чтении стихов; повысилась общая культура речи.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевого развития у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии
Опубликовано: 27 мая 2021 в 20:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевого развития у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии» (включая файлы) размещена пользователем Анна Глистина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД